Младенец Иисус и три короля

Комментарий к Евангелию на 6.01.2016

Комментарий к Евангелию на Торжество Богоявления (Трёх Королей) 06.01.16 г

  • Ис 60,1-6
  • Пс 72,1-2.7-8.10-13
  • Еф 3,2-3.5-6
  • Мф 2,1-12

Книга пророка Исаии, Глава 60, стихи 1-6

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию.

Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

Псалтирь, Псалом 72, стихи 1-2. 7-8. 10-13

Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде…

Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли…

Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему.

Ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

Послание к Ефесянам, Глава 3, стихи 2-3. 5-6

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.

Евангелие от Матфея, Глава 2, стихи 1-12

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 06.01.16 г.

Богоявление означает явление Бога. В сегодняшних чтениях, с их восходящими звёздами, дивным светом и открывающимися тайнами, перед нами является Лик Ребёнка, пришедшего в мир в Рождество.

Ирод в сегодняшнем Евангелии спрашивает первосвященников и книжников, где дóлжно родиться Мессии. Ответ, который евангелист Матфей вкладывает в их уста, говорит гораздо больше, объединяя две части, две нити ветхозаветного обетования – одну, которая открывает, что Мессия должен быть из рода Давида (см. 2 Цар 2,5), и другую, предрекающую «Владыку Израиля», Который будет «пасти Свою паству» и «будет великим до краёв земли» (см. Мих 5,1-3).

Эти обещания о царе Израиля, правящем народами, звучат также в сегодняшнем Псалме. Псалом прославляет сына Давида, Соломона. Его царство, поём мы, будет простираться «до концов земли», и цари всего мира склонятся перед Ним. Эту же сцену мы находим и в Первом чтении, когда народы идут с Востока, неся с собой «золото и ладан» для царя Израиля. Паломничество волхвов в сегодняшнем Евангелии ознаменовывает исполнение Божьих обетований. Волхвы, предположительно персидские астрологи, следуют за звездой, которая, как предсказал Валаам, взойдёт вместе с жезлом правителя над домом Иакова (см. Числ 24,17).

Их путешествие с золотом и пряностями наводит на мысль о путешествиях к Соломону, совершённых Царицей Савской и «всеми царями на земле» (см. 3 Цар 10,2.25; 2 Пар 9,24). Интересно, что ладан и мирра упоминаются ещё только в песнях о Соломоне (см. Песн 3,6; 4,6.14).

Тот, Кто больше Соломона, здесь (см. Лк 11,31). Он пришёл, чтобы открыть нам, что все народы являются «сонаследниками» царской семьи Израиля, как учит сегодняшнее Апостольское послание.

Его явление принуждает нас к выбору: последуем ли мы за знамениями, которые ведут к Нему, как это сделали мудрые волхвы, или же мы уподобимся тем священникам и книжникам, которые позволили Божьим словам обетования стать мёртвыми буквами в древних письменах?

Скотт Хан, доктор богословия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *