Толкование Евангелия от Луки глава 15 стихи 1-32

В поисках заблудших

11 сентября 2016 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:

[su_accordion]
[su_spoiler title=»Исход, глава 32, стихи 7-11. 13-14″ style=»fancy»]

В те дни: И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — непокорный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою. Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: «умножая умножу семя ваше, как звёзды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно». И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой.[/su_spoiler]
[su_spoiler title=»Псалтирь, Псалом 51″ style=»fancy»]

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, *

и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, *

и от греха моего очисти меня.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *

и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего, *

и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Господи! отверзи уста мои, *

и уста мои возвестят хвалу Твою.

Жертва Богу дух сокрушённый; *

сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.[/su_spoiler]
[su_spoiler title=»Первое Послание к Тимофею, глава 1, стихи 12-17″ style=»fancy»]

Возлюбленный: Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.[/su_spoiler]
[su_spoiler title=»Евангелие от Луки, глава 15, стихи 1-32″ style=»fancy»]

В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».[/su_spoiler]
[/su_accordion]

Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 11.09.16 г

Эпизод в сегодняшнем Первом чтении называют «первородным грехом Израиля». Освобождённый от уз, рождённый как народ Божий в Синайском завете, Израиль отступил от Божьих путей и стал поклоняться золотому тельцу.

Моисей молит Бога о милосердии, подобно тому как позже Иисус будет ходатайствовать за весь человеческий род, как Он и до сих пор ходатайствует за грешников одесную Бога и посредством служения Церкви.

Грех Израиля – это грех всего мира. Это грех твой и мой. Искупленные от смерти и соделанные Его детьми в крещении, мы становимся жертвами идолов этого мира. Мы остаёмся людьми «жестоковыйными», противимся Его воли для нас, подобно тому как вол противится ярму землепашца (см. Иер 7,26).

Подобно Израилю, в своём грехе мы отталкиваем Бога, отвергаем своё божественное сыновство. Однажды Бог назвал нас «Мой народ» (см. Исх 3,10; 6,7). Но наш грех делает нас «не народом», народом, от которого Ему, по справедливости, следовало бы отказаться (см. Втор 32,21;1Петр 2,10).

Однако в Своём милосердии Он остаётся верным Завету, заключённому с нами в Иисусе. В Иисусе Бог приходит к Израилю и к каждому из нас – как пастырь, чтобы отыскать потерявшихся (см. Иез 34,11-16), чтобы принести нас обратно на небесный пир, вернуть вечное наследие, обещанное давным-давно детям Авраамовым.

«Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников», – восклицает Апостол Павел в сегодняшнем Втором чтении. Это самые счастливые слова, которые когда-либо знал мир. Благодаря Иисусу, как может засвидетельствовать сам св. Павел, даже богохульник и гонитель может надеяться на Его милосердие.

Как это делают грешники в сегодняшнем Евангелии, мы приближаемся к Иисусу, чтобы послушать Его. В сегодняшней Евхаристии мы приносим Ему благоугодную жертву, как мы поём в сегодняшнем Псалме – свои сердца, смиренные и сокрушённые.

В обществе Его ангелов и святых, мы радуемся, что Он смыл наши беззакония, празднуем с Ним, что мы отвернулись от злого пути, дабы жить (см. Иез 18,23).

Скотт Хан, доктор богословия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *