Комментарий к Евангелию на III воскресенье Великого поста 28.02.16 г
В Церкви мы становимся детьми Бога Авраама, Исаака и Иакова – Бога, Который открывает Своё имя и Свои пути Моисею в первом чтении.
Помня о Своём завете с Авраамом (см. Исх 2,24), Бог пришёл спасти Свой народ от египетских угнетателей. Верный тому же завету (см. Лк 1,54-55.72-72), Он послал Иисуса, чтобы Он искупил жизнь каждого человека от смерти, как говорит нам сегодняшний псалом.
Павел говорит в сегодняшнем отрывке Послания к коринфянам, что спасительные деяния в Книге Исхода были записаны для Церкви как прелюдия и прообраз нашего собственного Крещения в воде, нашего освобождения от греха, нашего питания духовной пищей и питием.
Тем не менее, события Исхода были также даны как «предостережение»: сам факт того, что мы являемся детьми Авраама, не гарантирует, что мы попадём в обетованную землю нашего спасения.
Иисус предостерегает в сегодняшнем чтении Евангелия, что мы можем погибнуть в любой момент – не в наказание за то, что мы «грешнее всех», а потому, что, подобно израильтянам в пустыни, мы предаёмся дурным желаниям, сетуем, забываем о всех Его милостях.
Иисус призывает нас сегодня к покаянию – не к одноразовому изменению сердца, а к непрерывному, ежедневному преображению нашей жизни. Мы призваны жить той жизнью, о которой поём в сегодняшнем псалме – благословлять Его святое имя, благодарить за Его доброту и милосердие.
Смоковница в Его притче – это знакомый ветхозаветный символ Израиля (см. Иер 8,3; 24,1-10). Как смоковнице даётся один последний год для принесения плодов, прежде чем она будет срублена, так Иисус даёт Израилю один последний шанс принести благие плоды как доказательство его покаяния (см. Лк 3,8).
Пост должен быть для нас временем отсрочки, дарованным смоковнице, периодом, когда мы позволяем «садовнику», Христу, обрабатывать наши сердца, выкапывать то, что заглушает в нас божественную жизнь, укреплять нас, чтобы мы приносили вечные плоды.
Скотт Хан, доктор богословия.