Тапочки или меч?! Выбирай!

Ксендз Адам Пекажевский SDBНачнем с начала, потому что у «парня» в голове должно быть все упорядочено… Что вообще такое эта «молитва»?! Если ты вспомнишь свои первые уроки катехизиса, на которое ты ходил с меньшим или большим запалом, то, наверное, тебе в голову сразу придет простое определение: «молитва – это разговор с Богом». Это так, но в случае личности, у которой времена Первого Причастия остались далеко позади, стоит это определение немного развернуть… Поэтому мы попробуем представить здесь определенные вопросы, связанные с молитвой, в свете нескольких сомнений, которые порою я слышу из уст «мужиков», младших и старших и которые касаются молитвы или ее нехватки в духовной жизни мужчины… Начнем!

  • «Когда я вхожу в храм в будние дни, то я вижу на Мессе одних женщин! Да и в воскресенье ситуация не многим лучше – десять женщин на одного мужчину! И кто мне скажет, что молитва – это мужская вещь?!»
  • «Молитва – для девушек, это они любят болтать и болтать… Я не умею, а свои дела я улаживаю быстро и исправно».
  • «Молитва мне надоедает, нет в ней ничего интересного! Я предпочитаю что-нибудь сделать… В храме я предпочитаю играть на гитаре, читать или прислуживать на Мессе, а не только сидеть на лавке и молиться».

Как было и как есть…

Для того, чтобы изменить свой подход к молитве и увидеть в себе потребность в ней, недостаточно боевого клича и запала. Здесь дорога трудна и требовательна, поэтому необходима более глубокая подготовка, хорошая тактика, а для начала – понимание и познание «противника». Зачастую мы все еще пребываем в детском понимании молитвы, которое никак не применимо на практике.

Зачастую мы все еще пребываем в детском понимании молитвы.

Так что на минуту задумаемся над пониманием молитвы в жизни мужчины, который свою веру воспринимает всерьёз… Поставим молитву в соответствующем свете и, чтобы это сделать, заглянем в историю спасения, записанную на страницах Священного Писания. Посмотрим на времена перед рождением Иисуса – на Ветхий Завет, где молитва часто выражалась совершенно иначе по сравнению с розарием, который сегодня читают шепотом, сидя на церковной лавке… Лучше всего это видно на примере Псалмов, которые выражают много форм молитвы – от радостного прославления Господа до грустного плача; от полного надежды призыва Божьей помощи до исполненных боли жалоб к Всевышнему. В молитве Псалмов мы можем найти человека из плоти и крови, который молится к Богу, открывая перед Ним свое сердце – таким, какое оно есть!

Израильский народ был народом, который часто оказывался перед лицом войны или различных неурядиц. Достаточно вспомнить притеснение в Египте, путешествие через пустыню, исполненное опасностей и трудностей, покорение Земли обетованной, раздел государства на два королевства, вавилонский плен, а в конце приход времен оккупации Римской Империи… Молитва народа была, таким образом, сформирована в мире полном опасностей, угроз – в мире, испорченном грехом и неверностью Богу. А что можно сказать сегодня о действительности Церкви?! Ведь мы не находимся в состоянии войны и угрозы, а воскресная Святая Месса – это не собрание воинов Господа, которые готовятся к борьбе… Это правда, но только внешняя правда… Ибо если мы посмотрим в духовную реальность, наши глаза широко раскроются!

Духовная война

Духовная война, о которой мы здесь говорим, – это не новость! Уже первые христиане переживали эту реальность. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6,12). Так святой Павел в Послании к ефесянам записал, что должно быть уделом каждого христианина – война против мира тьмы! Может, ты скажешь: «Меня это не касается! Это не мое дело…» Ты ошибаешься!

«Меня это не касается! Это не мое дело…»

Живя на свете, который является одним большим полем духовного боя, ты не можешь оставаться в роли зрителя, потому что у тебя нет такой возможности. Осознаешь ты это или нет, ты и так выбираешь определенную сторону спора. Стоит также понять три основных западни, которые ставит сатана, чтобы ввести нас в заблуждение относительно реальности духовной войны.

Первая западня: «Нету никакой войны!» Порою можно это услышать из уст тех, кто предпочитает «мирный» подход к вере. Они говорят, что духовная война, о которой так много говорит Священное Писание, – это одна большая метафора, цель которой – показать духовные истины привычным для нашего понимания способом. Поэтому люди, пойманные дьяволом в такую западню, становятся совершенно пассивными. Поскольку нет никакой борьбы, зачем прикладывать какое-либо усилия? Если все это метафора, то нет смысла становиться к бою в воображаемой битве!

Вторая западня: «Духовная война уже выиграна!» Действительно, Откровение святого Иоанна ясно показывает нам победу Агнца над всеми врагами Света. Эту победу, однако, следует видеть в категории: «уже, но еще нет». Победа Воскресшего Спасителя является фактом, но окончательно силы тьмы будут побеждены в борьбе в конце времен. До этого момента битва продолжается!

Третья западня: «Духовная война выше моих сил!» С одной стороны, когда мы смотрим на большой духовный мир, который зачастую для нас непонятен, у нас может сложиться впечатление, что человек составляет совсем незначительный элемент этого мира. Однако если мы посмотрим на то, с каким упорством и запалом сатана борется за каждую душу, а также если примем во внимание, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3,16), можно легко выйти из этого заблуждения… Каждый человек является возлюбленным сыном и дочерью Бога, и каждый из нас играет в этом мире необычную, уникальную роль! Конечно, предоставленные сами себе мы бы не очень справились. Однако у нас есть Отец на небесах, Который заботится о нас, прибавляет сил и укрепляет на время борьбы и духовной битвы…

Теплые тапочки или Божье оружие

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф 6, 10-11). Когда мы откроем глаза на духовную реальность войны сил света и тьмы, первое решение, которое нам придется принять – это решение об избрании стороны, к которой мы присоединяемся.

Первое решение, которое нам придется принять – это решение об избрании стороны, к которой мы присоединяемся.

Следовательно, если я примкну к армии света, то я должен принять близко к сердцу слова святого Павла и хорошо приготовиться к битве, потому что я буду бороться с трудным и коварным противником. К сожалению, все чаще сегодня в Церкви наблюдается нехватка «запала к борьбе» – христианин предпочитает теплые тапочки и уютное кресло. Исповедь перед Пасхой, «визит в храм» по случаю Миропомазания, крестин и брака приятеля, а для более старательных – воскресная Месса, и то не всегда… Такие «Божьи воины» – позор для Армии Господа… Таких «воинов» сатана даже не трогает, потому что они не представляют для него никакой угрозы! А может именно это – такое духовное безразличие – является тем, что «сонным рыцарям» больше всего подходит?! Однако в итоге поймут и они, что в этой борьбе нужно определиться, потому что нерешительные становятся первыми жертвами в любой битве!

Так что если ты захочешь принять вызов и вступить в бой плечом к плечу со Христом, то у святого Павла есть для тебя хорошая «инструкция» и свидетельство закаленного в бою воина Господа. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6, 13-17). Это подробное описание снаряжения воина напоминает нам, какие ценности важны в духовной борьбе и какие необходимы для того, чтобы быть готовым отразить атаку врага.

Спящие рыцари на съедение льву!

После этого фрагмента следует исполненное силы увещевание святого Павла, о котором каждый воин должен помнить: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством…» (Еф 6, 18). Молитва является подготовкой к борьбе, но одновременно становится ее действующим элементом. Святой Павел посредством призыва к бодрствованию показывает, что враг не спит, но, как ясно говорит святой Петр, подстерегает в укрытии готовый к нападению. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр 5,8).

Этот призыв к бодрствованию становится также напоминанием, что мы воюем не одни! Мы воюем в Армии, в которой Бог является первым и величайшим воином. Очень ярко это описывает Книга Премудрости Соломона: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев» (Прем 5, 17-20). Таким образом, бодрствование в молитве есть бодрствование рядом с Господом, Который ведет своих воинов…

Бодрствование в молитве есть бодрствование рядом с Господом.

Где мы найдем лучшую помощь, поддержку в духовной борьбе против сил, которые численно нас превосходят?!

Бодрствование в молитве напоминает нам хорошо известную сцену из Гефсиманского сада, где Иисус говорит Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26, 40-41). Иисус видит в бодрствовании и молитве важное средство противостояния искушению. Воины Господа засыпают уставшими от ожидания борьбы – большой открытой битвы света с тьмой… Эта борьба наступит, тем временем сатана действует очень коварно: он предпочитает не открытый конфликт, в котором, как он хорошо знает, не ему принадлежит окончательная победа, а предпочитает партизанскую войну, борьбу в тылах, коварное «усыпление» тех, кто должны бодрствовать!

Будь горячим или холодным

О молитве можно говорить еще много… Одно определенно: не легкое это дело, духовная борьба, в которой ты участвуешь, требует бодрствования и жертвы. Награда победы, безусловно, превзойдет все твои ожидания! Бог ожидает от тебя ясного и конкретного выбора, вступления в борьбу на одной или другой стороне.

Как и подобает мужчине, прими последствия своего выбора.

Поэтому, как и подобает мужчине, прими последствия своего выбора, чтобы ты не услышал: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3,15-16).

Мудрый воин всегда перед началом битвы оценивает свои силы, готовится, проходит серьезную тренировку для тела и духа. Мудрый воин знает, что исход битвы определяется еще перед первым ударом меча. Мудрый христианин поступает подобным образом: духовная борьба требует подготовки и постоянных упражнений; она требует запала, но и выдержки тоже! Духовная борьба требует пылающего сердца, подобного большому костру, а не стогу сена, который горит несколько секунд… Отсюда молитва, которая поддерживает пыл борьбы и разжигает готовность бодрствовать и быть готовым всегда…

Автор: кс. Адам Пекажевский SDB.

Перевод: Гидревич Наталья.