Святой королевич Казимир

Жизнеописание Святого Казимира королевича

Святой королевич Казимир был вторым сыном Казимира Ягеллончика — Короля Польши и Литовского Великого князя — и Елизаветы Ракусской, дочери Императора Альбрехта II.

Королевич выбрал власяницу и пост

Родился он в Кракове 5 октября 1458 года. Историк Кромер пишет, что Елизавета была самой набожной королевой в XV веке. Не удивительно, что она воспитывала своих детей в благочестии. Набожная и хорошая мать доверила воспитание детей канонику Длугошу, св. Яну Канте и Филиппу Каллимаху.

Среди братьев Казимир выделялся незаурядными способностями, а особенно набожностью и усердием. Его не привлекали шумные рыцарские забавы. Казимир пренебрегал своим королевским происхождением, возможностью властвовать и жить в свое удовольствие. Считал себя обычным человеком, подверженным всем человеческим слабостям.

Считал себя обычным человеком, подверженным всем человеческим слабостям.

Королевич охотно находился среди бедных, щедро раздавая милостыню. Часто также заступался за них перед отцом.

В его душе развивалась богатая внутренняя жизнь. Он в высокой степени имел дар молитвы. Его чаще можно было найти на молитве в храме, чем во дворце. Казимир очень почитал Пресвятую Деву Марию, которую называл «дорогой Матерью». Под княжеской одеждой он носил власяницу и, хоть имел мягкое пуховое ложе, спал на полу. Отказывался от роскошных королевских блюд, предпочитая пост. Случалось, что и ночью он приходил в храм и молился перед Святыми Дарами, а если находил двери храма запертыми, то молился стоя на коленях на ступеньках.

Отказ от земной короны

Чтобы не поддаться искушениям, которых было много при королевском дворе, молодой королевич принес пожизненный обет целомудрия и прилагал все силы к тому, чтобы избегать искушений против этого обета.

Не искал женского общества, сторонился непристойных бесед, а тянулся к людям мудрым и богобоязненным.

Не искал женского общества, сторонился непристойных бесед, а тянулся к людям мудрым и богобоязненным. Охотно разговаривал со священниками о Боге, пренебрегая светскими льстивыми похвалами.

Казимиру было всего двенадцать лет, когда в Краков прибыло венгерское посольство, чтобы предложить ему корону, которую венгры хотели отнять у ненавистного им Матвея Корвина. Казимир ответил, что ни во что не ставит земную корону, а тоскует только по небесной. Но, подчинившись настойчивым требованиям отца, отправился в Венгрию. Под самой столицей ему преградил путь Матвей Корвин с шестнадцатитысячной армией. А в довершение всего венгерское дворянство тянуло с обещанной помощью. И Казимир, не желая пролития крови, отступил и вернулся в Польшу. Это болезненное унижение только утвердило королевича в презрении к мирской славе.

Когда самый старший из братьев, Владислав, в 1475 году взошел на чешский престол, Казимир остался единственным наследником королевского престола. С этого времени он, как будущий монарх, сопровождал отца в поездках по стране. И даже несколько лет, когда король вынужден был находиться в Литве, Казимир, пребывая в замке Радомин, управлял Короной. Тем, кто пытался завоевать его симпатию льстивыми похвалами, выражая надежду, что скоро он станет королем, Казимир отвечал: «Дай Боже, чтобы господин и благодетель мой отец, которого мне Господь Бог мой заповедал почитать, никогда, если возможно, не умирал и счастливо властвовал. Пусть я раньше умру, чтобы не ждал смерти моего отца. Этого королевства не жажду и не стремлюсь к нему, ибо для другого сотворил меня Господь Бог — того, которое нам Христос мукой своей приготовил».

Жертвенный путь к святости

Тем временем туберкулез и суровый образ жизни подрывали молодые силы королевича. Летом 1483 года по желанию отца он прибыл в Вильно, где, как считалось, климат был лучше. Его здоровье, действительно, немного поправилось, и Казимир смог на Рождество приехать в Гродно, чтобы провести праздники с родителями. Именно в тот приезд врачи настаивали, чтобы он нарушил обет целомудрия или просил об освобождении от него и подумал о женитьбе. Они полагали, что это поможет улучшить здоровье королевича. Однако Казимир с возмущением отбросил такой совет, сказав: «Никогда не совершу такого, чтобы ради здоровья в земной жизни гневить Господа Бога, преступать Его заповедь и терять Его благодать. Чего же большего для своей короны желали Мученики? Когда им говорили: «Либо отрекитесь от Христа, либо отдайте здоровье», — они, боясь грехом оскорбить Бога, предпочли умереть и потерять здоровье».

В январе 1484 года король отправился в Люблин на сейм. Но вскоре получил неожиданное известие о внезапном ухудшении здоровья королевича. Не добравшись до места назначения, король повернул назад и еще застал сына при жизни.

В воскресенье 4 марта 1484 года королевич Казимир умер, прижимая к сердцу распятие и вверяя себя Пресвятой Деве Марии.

Тело его перевезли в Вильнюс и похоронили в кафедральном костеле Святого Станислава и Святого Владислава. В этом храме находится каплица святого с его гробом и иконой «трехрукого» св. Казимира королевича.

Вскоре после смерти Господь Бог прославил имя своего слуги многочисленными чудесами.

Канонизация королевича Казимира состоялась в 1522 году.

Канонизация королевича Казимира состоялась в 1522 году. Но канонизационная булла была утеряна по пути в Польшу. В 1602 году Папа Климент VII приказал написать ее заново и предписал упоминание св. Казимира в литургии всей Католической Церкви. Первой католической церковью, построенной в честь святого, является Иезуитский костел Святого Казимира в Вильнюсе.

Вильнюсские Казюки

В память о Святом Казимире королевиче в Вильнюсе ежегодно проводятся Казюки. Это ярмарка изделий народных умельцев. Проходит праздник 4 марта, в день святого Казимира.

Источник: «Вверяясь Христу. Жизнеописания некоторых святых». Гродненская епархия Римско-католической Церкви в Республике Беларусь.