Христианская активность – симптом греха лени
Лень – последний главный грех. В отношении этого греха существует много фальшивых пересудов. В современном мире активность и успех – это принципиальная мерка, которой меряют человека. Почти все мы живем в огромной спешке. Высказывания: «время – деньги», «жалко времени» или «нет времени» принадлежат к ежедневному словарю всех категорий, не исключая церковных. Людям, которые отстают от этого, у которых всегда есть время, которые никогда не спешат, наклеивают ярлык «ленивый». Мы порой чувствуем угрызения совести, когда отдаемся сладкому «бездействию» тогда, когда должны бы работать. Очевидно, что за этим могут скрываться какие-то практические грехи, но это может быть и проявлением трудоголизма, для которого минуты отдыха, рефлексии и сладкого «бездействия» сразу считаются ленью. Забеганая Марфа из Евангелия не может согласиться с тем, что ее сестра Мария «бездельничает» у стоп Иисуса. Но Господь защищает Марию и ее кажущуюся пассивность, говоря, что она «выбрала лучшую часть – ту, которая от нее не отнимется» (ср. Лк. 10, 38-41). Иисус защищает контемплятивную пассивность перед различными христианскими активностями, которые сводят христианскую жизнь к внешней деятельности. Сын Божий подчеркивает, что именно из этой пассивности у Его стоп, со слушания Его слова черпается вечная жизнь. Еще задолго до Помазанника псалмопевец увещевал избранный народ: Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон (Пс. 127, 2). Христианская активность, которая является бегством от молитвы, от этого очень конкретного способа потери времени для Иисуса, является одним из крупнейших симптомов проявления лени как главного греха.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека «Как избавиться от духовной лени»
Что такое лень?
Последнее место, которое лень занимает как главный грех, очень показательно. Это последний зрелый плод гордыни, своеобразная психо-физическая неподвижность, своими корнями уходящая в глубокую духовную фрустрацию. Если постоянный недостаток в удовлетворении важных психических потребностей вызывает в человеке фрустрацию, то насколько больше такую фрустрацию вызывает недостаток в удовлетворении находящегося в основе человеческой природы – потребности Бога и Его безусловной любви. Предыдущие главные грехи были проявлениями, выражавшимися в разнообразной активности, целью которой была компенсация (на разных уровнях человеческой жизни) нехватки любви Небесного Отца или – как в случае гнева – бунт против конкретной действительности, в которой этот брак ощущается. Грех лености же это позиция пассивности, отказ, своеобразное пренебрежение любовью, которой так хочется.
Святой Августин говорит, что только те, кого любили, могут любить. Отсутствие опыта любви со стороны других вызывает недостаток любви к другим. Человек не является ленивым по своей природе. Он стремится быть любимым и любить. Очень хорошо мы видим это в детях. Здоровый и любимый ребенок прямо горит энергией. Он так интересуется миром и людьми, что его необходимо сдерживать – чтобы не перешел разумных границ. Напротив, не любимые и не желанные дети апатичны – им не хватает мотивации к обучению и творчеству. Эту проблему очень хорошо знают воспитатели детских домов.
Подобный механизм скрывается в лености как главном грехе. Человек без Божьей любви в каком-то моменте жизнь теряет мотивацию к настоящей любви, которая была объявлена в Иисусе Христе. Он не понимает, почему должен так любить, более того – не имеет на это силы.
И поэтому лень в духовном смысле – это культ святого покоя, нежелание рисковать собой (своей личностью, своим именем – тем, что дает чувство безопасности) в наследовании Сына Человеческого. Это нежелание ступить на Христов путь в контексте своего призвания, когда необходимо рисковать своей жизнью, здоровьем и карьерой. А в каждом христианском призвании нужно выйти за границу собственной безопасности, за пределы области, контролируемой своим умом и чувствами. Христианство имеет пасхальную природу: это умирание и воскресение вместе с Иисусом.
Благие намерения
Ленивые, в самом глубоком смысле, – это люди, которые часто имеют хорошие намерения, но не делают ничего, чтобы реализовать их. Для них добрые намерения – это лекарство для успокоения своей совести, потому что таким образом чувствуют себя добрыми, желают добра, но всегда находятся большие препятствия, которые не дают им возможности реализовать эти намерения. И поэтому они могут жить спокойно и выгодно, не подвергаясь неприятностям. Такие люди внутренне раздвоены между желанием делать добро, верно любить и нежеланием что-то терять. Они хотят иметь постоянный контроль над своей жизнью, не отдадут его кому-то другому. Не веря в любовь Всевышнего, они не в состоянии войти в ситуацию, где могли бы для Иисуса что-то потерять. Пословица «благими намерениями вымощен ад» касается именно их. В данном случае благие намерения становятся дымовой завесой для ума, чтобы ничего не делать и иметь хорошее самочувствие. И поэтому Слово Божие подчеркивает, что нас будут судить по поступкам, при чем не всем, а поступкам любви. Св. Иаков напишет, что вера без дел мертва, потому что является оправданием лени. Очевидно, что важны не сами поступки, а пребывание в виноградной лозе, в Спасителе, выражением чего являются поступки любви по примеру Иисуса Христа.
Позиция сердца
Усталость и лень – это разные вещи. Усталость – это нехватка силы, необходимой для выполнения чего-то, лень – это нежелание что-то делать. Усталость – это временная слабость, лень – это устойчивая позиция сердца. Естественно, что одно может совпадать с другим, и лень можно оправдать усталостью либо скрывать ее под покровом усталости, но духовное распознавание должно помочь нам открыть эту позицию. Святой Павел говорит: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Обратим внимание, что ключевым словом является не «бездействие», а нежелание трудиться. Речь идет не о факте невыполнения чего-то, то есть не о сфере поступков, а о нежелании работать, то есть о сфере сердца: о позиции в отношении труда. Ленивый человек не хочет свое время терять на других.
Лень как главный грех не означает бездействия. Напротив, она может быть очень активной, может скрываться за большим трудолюбием. Но она является бездействием в том, в чем человек должен быть деятельным, то есть в глубочайшем течении своего призвания – отдаче жизни тем, кого мне поручил Бог.
Проявления лени
Лень, хотя и является позицией осанки сердца, всегда выражается конкретными поступками, поскольку любовь конкретная, а не абстрактная. Святой Игнатий говорит: «Любовь заключается более в делах, чем в словах» (ДУ 230). Лень, как и любовь, может выражаться различными формами. В противоположность любви, лень не является творческой само по себе, однако человек, отвечая отказом любви, отказывается жить для других и может проявлять большое творчество в форме своей защиты и бегства. Он хочет любить, ничего при этом не теряя, и поэтому отвечает отказом любви. Но вместе с тем не хочет ничего потерять, не любя, в особенности хорошего мнения о себе, и поэтому создает различные предохранительные мнимые оправдания и интриги – чтобы в конце концов было так, как он хочет. Стало быть, настоящая лень очень часто бывает запутанной и замаскированной. Однако те, кто в своей жизни и развитии поручены ленивому человеку, чувствуют это сразу и безошибочно.
Парафиане очень быстро видят, живет ли священник своим призванием. Также очень быстро начинают понимать это супружеские пары во взаимоотношениях между собой, дети – с родителями, ученики – с учителями, больные – с врачами и медсестрами, и тому подобное. И поэтому очень важно уметь слушать тех, кого мы должны любить, к кому каким-то образом послал нас Бог. Надо, чтобы настоятель слушал без страха свой приход, муж – жену, и наоборот. Господь обращается к нам через людей, которых Он поставил на нашем пути, чтобы мы их любили; подчас Небесный Отец даже кричит. И нельзя бежать и затыкать себе уши, а слушать и услышать, что эти люди хотят, чтобы их любили так, как любит Бог. Это правда, что желание такой любви превышает нас, что любить как Создатель мы не способны. Но если в смирении открываем сердца на любовь Божию или на Святого Духа, то Он приходит помочь нашей слабости. Тогда Христос начинает любить в нас и через нас, потому что, как говорит Апостол, «сила совершается в немощи» (см. 2 Кор. 12, 9). И человеческая слабость является привилегированным местом откровения силы и любви Всевышнего.
Одним из особых проявлений лени в западной цивилизации является отказ передавать жизнь, недостаток открытости на новую жизнь во многих супружеских парах и семьях. В таких случаях очень отчетливо видно, как лень – созревший плод гордыни – ведет к постепенному вымиранию общества. Жизнь начинается, когда ее дают другим. Отмежевание от перспективы Иисуса, порождаемой Божьей любовью к нам, окончательно влечет за собой смерть.
Лень не относится исключительно к христианам – как это могло бы казаться. Императив любви, которая отдает свою жизнь за других, носит в себе каждый человек. Он возникает из фундаментального достоинства человека, что имеет корни в акте творения по образу и подобию Бога. А ленивый человек уже отказалась от этого подобия и не хочет его реализовать.
Ценной помощью в наших размышлениях может быть философский анализ проблемы лени, сделанный отцом Иосифом Кожуховским. Он пишет: «Сутью лени является неприятие вызова реализации своей человеческой природы и отрицательный ответ. В грехе лени человек не принимает требования, данного ему вместе с его достоинством. Он отказывается быть духовной личностью, имеющей право выбирать… Одним словом, человек не хочет быть тем, кем не может не быть: духовной личностью, которая может успокоиться только в Боге».
Лень и влюбленность
В жизни человека существуют состояния, которые, кажется, ликвидируют лень. Одним из них является влюбленность. Влюбленные не ленивы. Это состояние проявляет прекраснейшие человеческие стремления, открывает новые горизонты и дает чрезвычайно сильную мотивацию к позитивным действиям для любимого человека. Но влюбленность – это переходное состояние, а не прочная позиция, достигающая глубины сердца. На это указывает фрустрация при влюбленности, которая ведет к совершенно противоположному. Мы видим, что влюбленность только на короткое время ликвидирует симптомы лени, но не ее глубочайшую природу.
Согласно с общепринятым некритическим мнением, любовь заканчивается с началом семейной жизни. Но для христиан должно быть наоборот. Сакраментальное супружество открывает ворота истинной любви по образу Иисуса, любви, которая должна столкнуться с глубокими залежами собственной лени и, опираясь на благодать Христа, жить уже не для себя, а для тех, кого мне дал Бог.
Блаженство милосердных и преследуемых
Блаженством, брошенным как вызов греху лени, является двойное блаженство милосердных и преследуемых. Человек, ленивый в духовном смысле, защищается от любви, особенно от милосердной любви, то есть такой, которая не смотрит на себя и живет для другого – даже тогда, когда другой не заслуживает этой любви – в человеческом понимании. Такая позиция является существенной для милосердной любви. Иисус говорит, что такие люди будут помилованы. Почему именно они, а не другие? Потому что Бог есть милосердной любовью, как говорит подтвержденное Церковью откровение, данное Святой сестре Фаустине. Разве Бог Отец не является бесконечным в своем милосердии? Разве уделяет только отдельным лицам? Нет! Проблема не в Боге, а в человеке. К человеческому сердцу ведет лишь одна дверь. И если она закрыта на любовь к брату и сестре, а человек не делает даже минимального усилия, чтобы открыть эту дверь, если не хочет ничего терять ради ближнего, тогда милосердная любовь Всемогущего Отца не имеет доступа. Св. Петр пишет: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8). Но это не происходит автоматически. Усердная любовь – это любовь, которая не складывает рук, не убегает, следовательно, неленивая любовь открывает нас любви Бога.
Второе блаженство, направленное против лени – это блаженство преследуемых. Оно говорит о преследовании ради Иисуса и ради справедливости. Если первое преследование можно отнести исключительно к христианам, то второе – ко всем, хотя по сути содержание то же, поскольку Мессия является Божьей справедливостью, следовательно, Тем, Кто оправдывает и возвращает человеку состояние праведника. Но терминологическое разделение имеет большое значение, поскольку в случае неверующих относится не непосредственно к личности Христа, но к глубокому, привитому Богом стремлению, которое носит в себе каждый человек.
С момента первородного греха мир погрузился в духовную борьбу. Стоя на стороне Иисуса и Его справедливости, невозможно не встретиться с преследованиями. Он есть первый преследуемый. Отцы Церкви отмечают, что мы подвержены двойному преследованию. Во-первых, испытываем преследование со стороны своей человеческой природы, испорченной первородным грехом, следовательно, преследуемся всеми своими обидами и нехваткой любви, чем пользуется дьявол. Во-вторых, подвергаемся внешним преследованиям, которые принимают различные формы: от суровых – пытки и мученичество, что и по сей день существует во многих странах, до мелких: осмеивание, насмешки, критика, трудности на работе и тому подобное. Подвергаться этим преследованиям ради Агнца Божьего и Его Евангелия означает противодействовать греху лености, поскольку принятие этого возникает из любви, связанной с выполнением нашего призвания.
Ученик Христа не ищет преследований и не убегает от них – если они связаны с христианским выполнением своего призвания. Тех ленивых, которые отрекутся Сына Божьего перед людьми, Он также отречется перед Отцом Небесным. Этого не следует понимать как месть или наказание, но как утверждение факта, что Иисус не является их Господом. Они были сами по себе господами. Зато тех, которые подвергались преследованию, Он называет блаженными и обещает им, что, поскольку они наследовали Его земную жизнь, так же станут участниками Его небесной славы.
Источник: Stanisław Łucarz, SJ, «Siedem Grzechόw głόwnych»