Когда отмечается день
День памяти Пресвятой Девы Марии Матери Церкви празднуется в Костеле в понедельник после торжества Сошествия Святого Духа.
Установление праздника
21 ноября 1964 года, под конец III сессии Второго Ватиканского собора, во время Святой Мессы,
Так же Понтифик постановил, чтобы «отныне под этим преславным титулом весь христианский народ ещё больше воздавал хвалу Богородице».
Провозгласив Марию Матерью Церкви, Папа одновременно объяснил, как понимает эти слова. Богородица является Матерью Церкви, то есть всего христианского народа, как пастырей, так и верных. Также Святой Отец привёл аргументы, по которым решился на провозглашение правды о тесной связи Марии с Церковью: просьбы епископов, личное убеждение и благочестие Папы. Главным обоснованием титула «Матерь Церкви» является Божье материнство Мадонны, а также правда о Церкви как Мистическом Теле Христа. Поэтому утверждение, что Богородица является Матерью Церкви, притом как пастырей, так и верных, следует принять как авторитетное учение, теологически верное, составляющее папский акт обычного и вселенского Учительства.
Матерь Костела
Хотя титул «Матерь Церкви» не был использован буквально в Догматической конституции о Церкви, он был явным образом заключён в учении Собора. Действительно, в учении Собора из тайны Церкви как присутствия Иисуса среди общины верующих, можно сделать вывод о присутствии Марии, соединённой со Христом, в Церкви. Пресвятая Дева принадлежит Церкви и по воле Создателя продолжает свою миссию Матери и совершенной Ученицы Божественного Сына, а также верной Слуги Господа. Роль Мадонны как «Матери Церкви» не вычёркивает Её присутствия как члена той же Церкви и открывает, что Мария является «особым членом».
Титул «Матерь Церкви», провозглашённый Павлом VI, фундаментальным образом расширяет титул, который Мария носит по самой природе Божьего избрания – Матерь Бога. Титул «Теотокос», данный Пресвятой Деве Эфесским собором в 431 году, являет Её величие, показывая, как может быть вознесено творение в тайне Воплощения. Мария является Матерью Бога по человеческой природе. Однако миссия Приснодевы, выраженная названием Её «Матерью Церкви», указывает на близость Мадонны к нам. Титул «Матерь Церкви» устраняет потенциальное впечатление о недостижимом для человечества превознесении Марии, а с другой стороны подчёркивает, что своё исключительное богатство одарённости благодатью Богородица делит со всем человечеством.
Второй Ватиканский собор, хоть и воздерживается от непосредственного использования титула «Матерь Церкви», почитает Марию как «замечательнейшую Матерь». Тот факт, что этот титул не появился в документах, не имеет доктринальных обоснований, а лишь связан со всем проектом Догматической конституции о Церкви. От использования этого титула отказались намеренно, поскольку он был слишком двузначным, новым, недостаточно традиционным, а также не соответствующим экуменической направленности Собора. Папа Павел VI, чтобы примирить просьбы сторонников нового титула с аргументами его противников, в своей речи на закрытии III сессии Собора, после оглашения конституции «Lumen gentium», формально провозгласил этот титул.
Миссия Матери Церкви обращает внимание на общественное измерение действия Всевышнего в Небесной Царице и подчёркивает Её материнскую заботу обо всех верующих. Вследствие этого можно говорить о духовном «родстве» не только Иисуса с человечеством, но также о родстве Марии с человечеством, которое является следствием того первого родства.
Литургическое возвеличивание Матери Церкви
Литургия праздника учитывает разнообразную связь Церкви с Пресвятой Девой Марией, но прежде всего прославляет материнскую роль, которую играет Мадонна в Церкви и для Церкви, согласно воли Создателя. Тексты Святой Мессы подчёркивают четыре момента истории спасения:
- Благовещение и Воплощение Божьего Слова, в котором Дева Мария, соглашаясь на принятие Божьего Сына «непорочным сердцем, зачала Его в девственном лоне и окружила материнской заботой начало Церкви, рождая её Основателя»;
- Завет на Голгофе, где Единородный Божий Сын, «прибитый ко кресту, установил свою Матерь, Пресвятую Деву Марию, нашей Матерью»;
- Иерусалимскую горницу и Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, когда Матерь Господа «соединяла свои моления с просьбами учеников Христа и стала примером молящейся Церкви»;
- Взятие в небо Богородицы, ибо Мария, «вознесённая в небесную славу, окружает материнской любовью странствующую Церковь и поддерживает её в стремлении к вечной отчизне, пока не наступит исполненный сияния день Господень».
Автор: O. Ян Пах OSPPE.
Источник: www.niezbednik.niedziela.pl