Древний и глубокий культ Пресвятой Богородицы выражается в большом количестве Богородичных праздников в нашем церковном календаре. Эти праздники рассказывают о важнейших моментах из жизни Божьей Матери от её зачатия до славного успения.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о Непорочном Зачатии Богородицы
Святое Евангелие не много говорит о жизни Пречистой Девы Марии, поэтому нет ничего удивительного, что большинство Богородичных праздников не основывается на событиях святого Писания, а скорее на христианской традиции и на рассказах апокрифических книг первых веков. Сюда относится также и праздник Зачатия, который Церковь празднует 8 декабря. Этот праздник имеет отдельную историю на Востоке и на Западе.
Праздник Зачатия Богородицы святой Анной на Востоке
Упоминание об этом празднике содержит типикон святого Саввы с V в., однако его развитие и распространение приходится на VIII столетие. В этом веке святой Андрей Критский укладывает службу для праздника, а Георгий Никомедийский и Иоанн Эвбейский провозглашают его в своих проповедях. В IX веке этот праздник был уже во всей Византийской империи. Его празднуют все восточные церкви.
Главная тема богослужения праздника — чудесное событие, когда святая Анна зачала Пресвятую Богородицу. Здесь описаны печаль и невзгоды Иоакима и Анны из-за их бездетности. Упоминается горячая молитва о ребеночке. По мольбах святой Анны появляется ангел и возвещает зачатие Пресвятой Девы Марии. Удивительное зачатие Богородицы приносит радость её родителям, с которыми радуются пророки, небо и земля. В зачатии Богородицы святой Анной прославляется святость и непорочность Девы Марии.
Праздник Зачатия на Западе
Где-то в X в. этот праздник пришел с Востока в Англию. Во время реформы Англо-Саксонской Церкви Вильгельма Завоевателя (1066-1087) праздник отменили, а затем снова восстановили в 1125 г.
На Западе праздник Зачатия Богородицы святой Анной прошел большую эволюцию. Празднуя это торжество, Восток обращает главное внимание на сам чудесный факт зачатия от старых и бесплодных родителей, а Запад в этом празднике начал акцентировать внимание не на факте зачатия, а скорее на свойстве этого зачатия. Со временем появляется учение о Непорочном Зачатии Божией Матери, которое учит, что Пречистая Дева Мария с первой минуты своего зачатия была свободна от первородного греха. Богословы XIII в. много дискутировали относительно учения о Непорочном Зачатии, одни из них, представителем которых является Иоанн Дунс Скот (†1308), защищали эту доктрину, а другие, вслед за святым Фомой Аквинским († 1274), ее отрицали. В более позднее время богословы Запада пришли к единому мнению и поддержали идею Непорочного Зачатия. Папа Сикст IV в 1476 году установил праздник Непорочного Зачатия в Риме, а Климент XI в 1708 году распространил его на всю Католическую Церковь.
Учение о Непорочном Зачатии Божией Матери получило наибольшее развитие при Папе Пие IX (1846-1878), который своей буллой от 8 декабря 1854 г. провозгласил Непорочное Зачатие догматом веры. В булле сказано, «что Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха». Катехизис Католической Церкви говорит, что «эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына». Более чем какое бы то ни было сотворенное существо, Отец благословил Ее «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Эф. 1, 3). Он избрал Ее «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви» (ККЦ, 492).
Что означает Непорочное Зачатие
Многие люди неправильно трактуют учение о Непорочном Зачатии Богородицы. Одни думают, что оно касается чудесного зачатия Спасителя Пресвятою Девою; другие утверждают, будто католики учат о безсеменном ее зачатии. Поэтому нелишне пояснить, о каком зачатии идет речь.
Не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.
Зачатие тела Пресвятой Девы ее родителями совершилось по общему для всех людей закону природы. Сверхъестественное же воздействие Бога сказалось в момент сотворения ее души и соединение ее с телом. Не допуская ни на миг пребывания Пресвятой Девы под проклятьем и под властью дьявола, Творец в этот первый, неведомый момент соединения души и тела наделил ее обильными дарами Святого Духа. То благодатное освобождение от первородного греха, которое мы получаем при крещении, было даровано Богородице с первого мгновения ее существования.
Другое ошибочное понимание догмата заключается в выводе, будто бы из догмата следует, что Дева Мария как сохраненная от греха не нуждается в искуплении. Однако Костел прямо указывает на то, что уникальная святость «целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына». Это предвидение, согласно католическому учению, выражено Марией в словах: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моём» (Лк. 1, 43).
Отношение к догмату о Непорочном зачатии других христианских направлений
Католическое учение о Непорочном зачатии Богородицы принимают, помимо Латинской, также все восточные католические церкви, в том числе Беларуская. Восточные православные церкви не принимают догмата о Непорочном Зачатии. Однако в богослужебной и богословской практике православные также называют Марию Пречистой и Пренепорочной. О Непорочном Зачатии пишет наш соотечественник Симеон Полоцкий в книге «Вечеря душевная» (1683): «Пречистая Дева Мария чиста есть … как свободная от всякой вины греховной, от всякого порока душевного, чиста от греха, который волею Адама совершился и в нас через рождение приходит, и именуется грех первородный. И от него прежде зачатия очистилась. Как Церковь воспевает: Прежде зачатия чистая…».
Последовательно отвергают доктрину о Непорочном зачатии Девы Марии протестанты, поскольку они не рассматривают развитие христианского учения вне контекста библейских текстов, а данная доктрина, по мнению протестантов, не имеет прямых и однозначных обоснований в Библии. Кроме того, догмат о Непорочном зачатии отторгается протестантами, так как приводит к неприемлемому для них выводу о том, что не все согрешили.
Основание учения о Непорочном зачатии
На Западе крепко держится мнение, которое видит первое основание для Догмата Непорочного Зачатия в тексте книги Бытия: «И вражду положу между тобою (змием) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (3, 15). В силу этого обещания между дьяволом и «Женою» должно быть состояние вражды; «Семя Жены» – Сын – восторжествует (поразит в голову); восторжествует и «Жена» тем, что родит Искупителя. Такое понимание существует с IV века, а может быть даже со II в.
Западные богословы древности говорят о Святой Деве как о непричастной греху. Св. Августин желает, чтобы она была исключаема всякий раз, когда речь идет о грехе. Св. Максим, еп. Туринский (V век), пишет, что ей дарована благодать изначальная, тогда как мы запятнаны первородным грехом. Из подобных текстов можно вывести, что Богородица, как непричастная греху вообще, непричастна и греху первородному; но у св. Пасхалия Радберта († 865) находим и прямое исповедание того, что Святая Дева освобождена и от первородного греха.
Восточные отцы Церкви и древняя восточная литургика применяют к Святой Деве многочисленные эпитеты, выражающие высшую степень святости и чистоты. Можно было бы привести до 30 таких эпитетов. Около половины из них отрицательны, как например: незапятнанная, непорочная, всенепорочная; другие – положительны, например: святая, чистейшая, пресвятая. Нередки соединения нескольких эпитетов в одно отвлеченное понятие (красота невинности); указывается на превосходство Святой Девы даже над высшими ангелами; она полна Троичной благодати; она выше всех, кроме одного Бога.
Восточные отцы Церкви пользуются ветхозаветными образами для прославления Богородицы. Ее сравнивают со всем, что было самого святого в Ветхозаветной Церкви: с лестницей Иакова, с неопалимой купиной, скинией, Святым Святых, с Храмом, Сионом, книгой, запечатанной печатью пророка Исаии. Святые Златоуст, Дамаскин, Георгий Никомидийский, Модест, Ефрем Сирин, Епифаний и др., применяя к Пресвятой Деве эти образы, настаивают на пророческом их значении. Она для Дамаскина «духовный Эдем», «дом Божий, духовно блестящее пламенных Серафимов», «живая и разумная скиния Бога»; она «святая девственная земля» (Андрей Критский). Для Исидора Салоникского природа Святой Девы выше человеческой; для Софрония – природа ангелов выше, но благодать Пресвятой обильнее, чем в ангелах.
Значение догмата о Непорочном Зачатии
Грехопадение Адама, заключавшееся в ослушании воли Божьей, лишило его тех сверхъестественных даров, которыми Бог по благости Своей наделил его человеческую природу. Лишенный их, Адам породил потомство лишенным этих даров; кроме того каждый человек рождается с неким изъяном в своей природе в сравнении с той совершенной природой, которая была дарована Адаму и Еве при их сотворении. Лишение сверхъестественных даров и изъян в естественной природе и составляют первородный грех каждого человека.
- Если Богородица не изъята из общего закона наследственности, то значит и она родилась в первородном грехе. Спаситель же был истинный человек, Он принял на себя все свойства человеческой природы, кроме греха; следовательно Он, по закону этой природы, питался в утробе матери от ее кровей, от ее естества. Если Богородица родилась в первородном грехе, то, значит, Спаситель – Бог, сама Святость – питался от греховной природы!
- Грех, даже грех первородный, делает человека рабом дьявола. Если бы грех коснулся Пресвятой Девы и остался бы на ней, то Спаситель был бы сыном рабыни дьявола. Если предположить, что она была освобождена от греха после своего рождения (например, перед Благовещением или при зачатии Спасителя), то все же Спаситель был бы Сыном бывшей рабыни дьявола.
Этого, очевидно, не могло быть, и чтобы такого не было, Господь, во имя имеющего воплотиться от нее Бога Сына, освободил ее от унаследования первородного греха. Это отсутствие греховного начала в той, утроба которой от века была предназначена принять, носить и родить Сына Божьего, должно быть абсолютным.
Догмат Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы и исповедует, что с первого мгновения соединения души Пресвятой Девы Марии с ее будущим телом она была непричастна первородному греху.
- Пресвятая Дева имела сверхъестественное благодатное предназначение – стать Матерью Бога; природа ее и получила сверхъестественную благодатную силу для осуществления этого материнства.
Бог Отец уготовал для прародителей земной рай; поэтому также полагается, чтобы Он приготовил достойное обиталище для Своего Сына, Искупителя. Бог Сын оградил род человеческий от рабства дьяволу и освятил св. Иоанна в утробе его матери; поэтому надлежит, чтобы Он оградил Свою Мать от власти врага и излил на нее еще большую благодать, чем на Своего Предтечу. Также надлежит, чтобы Бог Дух Святой охранил Невесту Свою, чтобы она не была порочной ни одно мгновение своего бытия.
Как верным следует праздновать торжество Непорочного Зачатия
Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы относится к числу праздников, о которых говорится в Первой церковной заповеди: «Участвуй в Мессе и будь свободен от работы в воскресные дни и другие праздники». Заповедь требует от верных освящения дня торжества в первую очередь участием в совершении евхаристического служения, во время которого собирается христианская община, а также отдыхом от тех трудов и дел, которые могут помешать такому освящению этих дней.
Кодекс канонического права определяет, что в этот день «верные обязаны участвовать в Мессе. Кроме того, им надлежит воздерживаться от тех работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху» (кан. 1247).
Вместе с тем, следует знать, что «верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник снял с них обязательство. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех» (ККЦ, 2181). «Тот выполняет обязательство участия в Святой Мессе, кто участвует в ней там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером» (ККЦ, 2180).
В условиях продолжающейся эпидемии COVID-19 продолжает действовать освобождение от обязанности посещать Святую Мессу для пожилых людей, людей с симптомами болезни, детей и школьников, тех, кто заботится о них, и тех, кто боится заражения. Этим людям Католическая Церковь рекомендует участвовать в Святой Мессе в другой день либо через прямую трансляцию в медиа.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.
Католическая энциклопедия о Непорочном Зачатии Богородицы: www.ркэ.рус/page/2834.