Событие Преображения
Христова публичная деятельность заканчивается. Вскоре наступят Его муки и смерть. Хотя апостолы верили, что Иисус это Богом посланный Мессия, и эту веру публично исповедали устами апостола Петра, все-таки их вера не была укреплена. Христос хочет укрепить их веру чрезвычайным актом. Поэтому через несколько дней после того, как предсказал им Свои страсти и смерть, Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, выходит с ними на гору Фавор и здесь на молитве приоткрывает перед ними лучик Своего божества. Святой евангелист Матфей о чудесном Христовом Преображении говорит: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17, 2). Возле Агнца Божьего появились ветхозаветные пророки Моисей и Илья и беседовали с Ним о Его смерти. Апостол Петр, увлеченный блеском Христовой славы, восклицает: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Впрочем, как при Христовом крещении в Иордане, так и здесь услышали голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17, 5). Святое Евангелие ничего не говорит о месте Преображения Иисуса. Зато христианская традиция с IV в. принимает, что тем местом была гора Фавор.
Почему Помазанник только трем вышеназванным ученикам показал славу Своего божества? По мнению святого Иоанна Дамаскина, Иисус взял с собой Петра, чтобы тот, кто публично исповедал Христово божество, услышал подтверждение своего исповедания и от Небесного Отца. Господь взял на Фавор Иакова, потому что тот должен был быть первым епископом Иерусалима и первым из апостолов должен был отдать свою жизнь за Сына Божьего. Наконец Спаситель сделал свидетелем Своего преображения и апостола Иоанна, ибо он был Его любимым учеником и девственником. Евангелист Иоанн, осознав Христово божество на Фаворе, после в своем Евангелии писал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1).
Все три апостолы, свидетели Христовой славы на Фаворе, будут после свидетелями и Его агонии на Елеонской горе. Как глубоко Христово преображение записалось в их сердцах, видно из того, что они писали о нем спустя много лет. Апостол Петр во втором послании веру в Иисуса скрепляет напоминанием о Его славном Преображении, говоря, что они были «очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет 1, 16-18). А святой евангелист Иоанн с восхищением напишет в своем Евангелии: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14).
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Преображения Господня
Установление праздничного дня
Празднование этого праздника восходит к IV в. В это время святая Елена, мать императора Константина Великого, построила храм на горе Фавор в честь Господнего Преображения. В конце XI века крестоносцы нашли на Фаворе сразу несколько церквей и монастырей. Но в XIII веке пришли мусульмане и все разорили. Иерусалимский патриарх Кирилл II в 1860 году на руинах древней церкви построил новый храм. В 1923 году на Фаворе была построена величественная базилика Преображения Господня.
С VI в. этот праздник торжественно отмечают в Восточной Церкви под названием Преображения Господня. В Западной Сирии в VIII веке он назывался праздник Фавора.
Какого числа отмечается в Католическом костеле
Первоначально праздник Преображения праздновали в феврале. Однако из-за того, что этот радостный день обычно выпадал во время Великого поста, а это не соответствовало духу поста и покаяния, его перенесли на 6 августа. Почему именно на этот день? Историк Евсевий и святой Иоанн Дамаскин считают, что Господне Преображение произошло за 40 дней до Христовой смерти. Поэтому святая Церковь, следуя этой мысли, перенесла праздник с февраля на 6 августа, поскольку через 40 дней, то есть 14 сентября, выпадает праздник Воздвижения Честного Креста – память мук и смерти Божьего Сына.
С Востока праздник Преображения приходит на Запад где-то в VII-VIII веках. Здесь он очень медленно входил в практику, его отмечали в разное время и еще в XII веке он не был общим. Папа Каллист III в 1457 году распространил этот праздник на всю Западную Церковь и приказал праздновать его 6 августа в память победы над турками под Белградом. Эту победу одержали 22 июля 1456 г., но весть о ней дошла до Рима только 6 августа. Армяне отмечают Преображение Господне в 7 воскресенье после Сошествия Святого Духа.
Традиции освящения первых плодов
Праздник приходится на то время, когда созревают плоды. И с древнейших времен в Церкви в этот день в благодарность Богу бывает благословение первоплодов. Этот обычай христианская Церковь переняла с Ветхого Завета, который приписывал приносить первые плоды в храм Господа. В Книге Исхода читаем: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх 23, 19). «Когда придете в землю, – сказано в книге Левит, – которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев 23, 10).
Обычай благословлять в церкви первые плоды уже приписывают Апостольские правила с конца III века. Апостольские постановления (IV в.) содержат молитву на освящение плодов. Поместный Синод в Карфагене с 318 года в 46 правиле дает предписания о плодах, которые приносили в церковь. Шестой Вселенский Собор 691 года говорит о благословении плодов винограда и пшеницы.
В Греции в августе созревают виноград и пшеница. Поэтому был обычай, по которому на праздник Преображения Господня благословляли в церкви виноград и колосья пшеницы. У нас виноград заменили яблоками и другими плодами.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.