Когда в католической церкви появилась традиция торжественной процессии с пальмами? Над чем предлагает задуматься верующим костел в Вербное воскресение? Ищите ответы в статье кс. Александра Семинского.
Смотрите катехезу кс Павла Кнурека о Вербном воскресеньи
Вербное Воскресенье входит в Великую Неделю, которая вводит верующих в торжества Пасхальных Праздников. Оно также называется Воскресеньем Страстей Господних, потому что в этот день, вместе с подчёркиванием момента торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, в литургии Католической Церкви читается описание Муки и Смерти Христа.
Эти два ключевых момента истории спасения неразрывно связаны между собой. Литургия Вербного Воскресенья имеет задание показать мотив торжественного входа Иисуса в Иерусалим, чтобы исполнить дело спасения мира через смерть на кресте.
Более торжественное, чем обычно, начало Евхаристии имеет многовековую историю. В Иерусалиме уже в IV веке патриарх садился на ослицу и окружённый радующимися толпами верующих выезжал на ней с Елеонской горы в город. Потом все шли в базилику Воскресенья Господня, где участвовали в торжественной литургии. Эта процессия распространилась во всей Церкви до XI века, когда и был введён в литургию обычай освящения пальм (в нашем регионе из-за отсутствия пальмовых ветвей веточек вербы). В Риме шестое воскресенье Великого Поста было вначале исключительно Воскресеньем Страстей Господних. Только в IX веке в римскую литургию вошёл иерусалимский обычай процессии в ознаменование въезда Господа Иисуса в Иерусалим. До реформы Католической Церкви в 1955 г. существовал обычай, что священник выходил в Вербное Воскресенье из костёла, а ворота храма закрывались. Священник трижды стучал в неё крестом, и только тогда ворота храма открывались, и священник с участниками процессии входил в костёл, чтобы отслужить Святую Мессу. Этот символ должен был напоминать верующим, что закрытое небо было открыто благодаря заслугам крестной смерти Христа.
Сегодня обновлённая литургия рекомендует, чтобы верующие в Воскресенье Страстей Господних собрались перед костёлом (рекомендует, не обязывает), где должно произойти освящение пальм (верб), потом должно быть прочитано Евангелие о въезде Христа в Иерусалим и торжественная процессия в костёл. Во время каждой Святой Мессы, согласно с многовековой традицией читается описание Страстей Господних (по евангелию от Матфея, Марка или Луки – Евангелие от Иоанна читается в Страстную Пятницу). Освящённые в этот день пальмы (вербы), верующие заносят домой и вешают чаще всего под крестом. Это с одной стороны должно припоминать победу Христа, а с другой выпрашивать Божье благословение для живущих в этом доме. Пепел этих пальм в следующем году будет освящён и им будут посыпаны головы верующих в литургии Пепельной Среды.
В Вербное Воскресенье Католическая Церковь побуждает верующих не ограничиваться освящением верб, но показывает более дальнюю дорогу к Тайной вечер, где хлеб стал Телом Христовым. Потом вводит в тёмный Гефсиманский сад, позволяет почувствовать весь драматизм Иисуса, покинутого своими апостолами, несправедливо осуждённого синедрионом и Пилатом. В конце концов побуждает пойти на Голгофу и видеть, как Спаситель отдаёт свою жизнь в руки Небесного Отца. Христианин не может равнодушно пройти мимо Христа, висящего на кресте, должен остаться под ним до конца, потому что это цена его вечной жизни, которую заплатил за него Бог. Он должен помочь снять тело Иисуса с креста и иметь смелость посмотреть в глаза Матери держащей истерзанное тело Сына в своих руках, чтобы в конце концов закрыть камнем гробницу. Потом остаётся только ждать Великую Ночь Воскресения. И это нам даёт Великая Неделя, которая начинается в Вербное Воскресенье. И поэтому войдём всем сердцем в Тайны Господа нашего Иисуса Христа.
Автор – кс. Александр Семинский – викарий прихода Святого Франциска Ксаверия в г. Гродно.
Как праздновали Вербное воскресенье на территории современной Беларуси в 19 веке читайте в статье «Как отмечалось Вербное воскресенье в костеле в XIX веке».
Расписание служб в католических приходах Гродно на последнюю неделю Великого поста
Читать статьи католических богословов
Календарь с праздниками, именинами на каждый день для католиков