Св. Игнатий Лойола в своей замечательной книге «Духовные упражнения» предлагает следующую цель для размышлений над Воплощением: «Просить о том, чего я желаю: о глубоком познании Господа, ставшего человеком ради меня, дабы сильнее возлюбить его и совершеннее следовать Ему». Затем он призывает участника реколлекций поразмышлять и извлечь какие-нибудь духовные плоды из повествования о Рождестве.
На самом деле, период Рождества – самое время, время «кайрос» именно для этого! Поэтому каждое Рождество я сосредотачиваюсь на следующем отрывке Священного Писания: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (см. Рим 8,29).
То, что Иисус является «первородным между многими братьями», означает, что Он наш ближайший родственник, наш «гоэль» (см. Руфь 4,6-10) или «искупитель». Мы с вами – его духовные братья и сёстры, и через своё новое рождение в таинстве крещения мы преображаемся, становясь похожими на Него (в своём характере, духовности). Неудивительно, что святые Церкви прилагали огромные усилия, чтобы персонифицировать, воплотить в себе Его близкие, глубокие отношения с Отцом, Его самоотверженную любовь к человечеству и Его мужественную преданность созиданию Божьего Царства. Вместе с Апостолом Павлом они также могли осмелиться сказать: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4,16).
Мы все участвуем в этом наследии посредством общения святых. Поэтому и мы, современные христиане, можем сказать Богу в молитве на Рождество: «это в точности то, чего я желаю». Наше активное сотрудничество с Духом (см. 2 Кор 3,17 и далее) принесёт нам три важных дара, три милости, которые могут более ясно являть наше подобие Иисусу: дары созерцания, сострадания и мужества.
1. Созерцание:
Иисус был созерцателем, что означает, что Он неустанно, непрерывно смотрел на Своего Отца с любовью, восхищением и благодарностью, одновременно переживая то, как Отец смотрит на Него с любовью и радостью. Иисус готов поделиться этим даром со всеми, кого Святой Дух соделал Его братьями и сонаследниками. По этой причине о. Вилли Дойл (известный иезуит, военный капеллан, погибший во время боевых действий во Франции в 1916 году) советовал: «Пусть ваша молитва будет простой, как можно проще; рассуждайте мало, любите много, и вы будете молиться хорошо!» Также св. Жан-Мари Вианней однажды спросил у лесоруба, который просиживал перед Святыми Дарами несколько часов подряд: «Что ты делаешь всё это время?», на что получил ответ: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня!» Такова сущность созерцания, и оно изливается на всё бытие человека в виде дара молитвы и набожности.
Я немного вкусил этот дар в момент моего «крещения Святым Духом». Хотя я много раз молил об этом даре, начиная с 1963 года во время иезуитских реколлекций, Бог застал меня им врасплох в 1972 году, после пережитого мною периода подавленности и наполнения Святым Духом. И на протяжение последних 33 лет этот дар приносит мне силу и радость в добрые и злые времена, позволяя мне осознавать, что Бог всегда смотрит на меня с наслаждением «прежде всего как на сына, и только потом как на грешника», не благодаря каким-то моим заслугам или моему достоинству, а благодаря тому, что Иисус навеки сделал меня Своим братом и сонаследником. Этот дар позволил мне в свою очередь верно смотреть на Бога с любовью, восхищением и благодарностью.
2. Сострадание:
«Сострадание» – это слово, которое, как мне кажется, обобщает все девять плодов Святого Духа (см. Гал 5,22). Оно делает человека способным сопереживать с другими людьми их радости и печали и поступать подобно Христу в отношениях с ними. Поскольку Христос стал человеком, Он способен сочувствовать нам в каждой нашей повседневной слабости (ср. Евр 4,15). Также наше собственное непрерывное переживание любви, радости, мира, благости и доброты делает нас способными проникнуться чувствами других людей. Подобным образом, терпение, самообладание, кротость и долготерпение могут оказаться очень полезными в отношениях с определёнными людьми, которые в противном случае могли бы нас просто замучить! Чтобы стать более узнаваемыми братьями и сёстрами Иисуса Христа, мы должны горячо желать, искать и принимать дар сострадания. (Сострадание подтверждает подлинность дара созерцательности, ибо истинный созерцатель не может не быть сострадательным.)
3. Мужество:
В Догматической Конституции «Lumen Gentium» говорится: «Святые – это те, кто сохраняют и совершенствуют в своей жизни освящение, принятое ими от Бога» (см. LG 40). Чтобы сохранять дар святости (принятый в таинстве крещения) и развивать его, нам необходимо мужество в повседневном следовании за Христом. Наш мир нуждается в пророках, людях отважных, которые не побоятся противодействовать злу в мире. Даже для того, чтобы попросить прощения у члена семьи или общины или у коллеги по работе, требуется нравственное мужество; и оно становится пророческим, поскольку Бог использует его, чтобы касаться других людей, создавая волновой резонанс. Таким образом, быть мужественным означает творить дела любви! Будь то дела милосердия (служение нуждающимся) или практические усилия, направленные против господства зла или несправедливости в городе, стране или приходе, такие инициативы неотложны и крайне важны, если мы хотим быть похожими на Иисуса. И Дух Божий более чем готов помогать нам предпринимать ежедневные дела отважной любви ради созидания Царства Божьего на земле.
Таким образом, для меня Рождество – это благословенное время для того, чтобы желать, просить и заново принимать те милости, которые будут преображать меня по образу Христа, моего первородного Брата: подлинное созерцание, ведущее к состраданию и к отважной жизни, исполненной многочисленными делами любви, ради Божьего Царства. Рождество напоминает мне, что Иисус Христос «стал человеком ради меня» именно для этой цели!
Автор: о. Фио Маскаренас SJ.
Перевод с английского языка.
Источник: www.holyspiritinteractive.net