Рождество – это день и пора, которые не нуждается в представлении. Уже в начале или середине ноября СМИ и витрины магазинов неустанно напоминают нам о приближении этого праздника.
С празднованием рождения Иисуса связаны самые высокие показатели продаж за весь год. Экономисты внимательно наблюдают за этими показателями и анализируют их как за индикатором финансового благополучия государства.
Однако эта пора рождественских продаж и покупок совершенно заслонила собой Адвент, церковный период духовной подготовки к Рождеству Христову. Адвент – это период, который мы должны вернуть, даже если это стоит героических усилий.
Во время Адвента Литургия даёт нам возможность заново пережить период, когда мир ожидал Спасителя. Мы слышим слова пророков, и принимаем их как свои собственные. Пророки жаждали исполнения Божьих обетований, которое могло наступить лишь при условии, что Израиль будет верно соблюдать заключённый с Богом Завет. Однако люди неизбежно впадали в грех, а потому утратили привилегии, дарованные им Богом: процветание и счастье на земле, текущей молоком и мёдом. Пророки с нетерпением ожидали Мессию, Искупителя, Спасителя.
С рождением Иисуса наступило исполнение всех этих многовековых святых желаний. Это та радость, с которой связан праздник Рождества, однако нам трудно пережить её, если мы не прочувствуем того томительного ожидания, которое ей предшествовало.
Вот почему Церковь сперва проводит нас через период не покупок, а ожидания. Адвент – это период подготовительного поста и самоотречения. Его иногда называют «малым постом», поскольку он не такой долгий, как Великий Пост. На самом деле, он может продолжаться всего двадцать один день. Однако он всё равно должен быть временем каких-то небольших, повседневных жертв. Апостолы постились, чтобы приготовиться к прославлению в присутствии Господа (Деян 13,2). И нам следует делать то же самое. Это чувство голода должно служить ощутимым знаком нашей духовной нужды.
Нам полезно по крайней мере раз в год вспомнить боль и нищету мира без Христа. На протяжении уже многих веков человечество жило в мире, сформированном христианским мировоззрением – христианским пониманием добра и зла, порядочности, справедливости и человеческого достоинства. Сейчас, когда мир забывает Христа, все эти естественные блага Его пришествия также исчезают. Мы видим, как в постхристианских странах понятие о человеческом достоинстве уходит в небытие, а за ним уходят и права человека, начиная с права на жизнь. Мы видим, как в постхристианском мире этнические меньшинства снова ведут жестокие сепаратистские войны со своими ближайшими братьями. Мир быстро теряет всякое чувство транснациональной семьи, которую основал Христос, царства, в котором Израиль и все другие народы могут жить в мире и согласии.
Если мы хотим сохранить всё то благое, что пришло к нам вместе со Христом, тогда мы должны прежде всего сохранить живую память о том, что дал нам Христос – что дало нам Рождество. Адвент призывает нас выйти из нашего культурного самодовольства. Церковь повторяет вслед за пророками: «Горе беспечным на Сионе» (Ам 6,1), то есть тем, кто воспринял Божьи невероятные дары как нечто само собой разумеющееся.
Если мы испытываем искушение посетовать на культуру, которая забыла Христа, тогда, пожалуй, мы начинаем ощущать жажду и чаяния пророков.
Христос пришёл, и всё же мы ожидаем Его вновь. Он спас нас, и всё же мы всё ещё ожидаем дня, когда Он «отрёт всякую слезу… и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр 21,4). Христос пришёл, и Он продолжает приходить к нам в Евхаристии. Но Он придёт снова в конце истории. Даже души праведников на небесах ожидают этого дня, восклицая «Доколе?», как это делали древние пророки (см. Откр 6,10).
Адвент напоминает нам, что у нашего спасения по-прежнему есть два измерения: «уже» и «ещё нет». В Адвенте мы поём древние песни, исполненные надежды и ожидания, «антифоны», ибо мы ожидаем пришествия нашего Спасителя во всей полноте, Его «окончательной Парусии», как это называют богословы. Когда Он придёт в конце времён, Он не будет обладать большей славой, чем та, которой Он обладает сейчас в Евхаристии, но тогда мы увидим Его таким, какой Он есть. Различие будет не в Нём, а в нас: «Знаем только, что, когда откроется… увидим Его как Он есть» (1Ин 3,2). Таким образом, мы с упованием ожидаем этого дня и постимся на протяжение Авдента, потому что, как мы читаем в следующем стихе Послания св. Иоанна, «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
Итак, хорошо пережитый Адвент является единственным подлинным ключом к радостному Рождеству. Христиане никогда не должны быть некими частичками обеспеченного общества, которое один социолог назвал «душами без тоски». Мы должны иметь в себе тоску по Богу постоянно, потому что мы практикуем её по крайней мере раз в год, во время Адвента.
Адвент – время бодрствования, состояния готовности, ожидания. Мы жаждем пришествия Христа, поэтому обращаем особое внимание на свою молитвенную жизнь, нравственную жизнь, на то, как мы обращаемся с другими, и на то, как мы выражаем свою любовь к Богу. Нам следует не позволять себе испытывать «усталость от Рождества» задолго до того, как наступит двадцать пятое декабря. Мы должны, если необходимо, воздержаться от радио, чтобы преждевременно не слушать рождественские песни, которые радиостанции начинают непрерывно пускать в эфир ещё в ноябре; или воздержаться от телевидения, транслирующего праздничные передачи ещё во время Адвента. Также мы должны показать другим, что возможно приготовиться к Рождеству, не поклоняясь идолу коммерциализма.
Церковь – это убежище от преждевременной атмосферы праздника. В католических храмах во время Адвента царит особый дух (по крайней мере, так должно быть). Во время Мессы мы не поём гимн «Слава в вышних Богу», потому что это рождественский гимн, песнь ангелов при рождении Иисуса в Вифлееме (Лк 2,14). На самом деле, хоры и музыканты во время Адвента должны воздерживаться от любой рождественской музыки.
Адвент – это пора надежды, и Иисус Христос, несомненно, достоин этого нашего ожидания. Нельзя представить лучший рождественский подарок, чем тот, который Симеон и Анна получили во время этой первой Рождественской октавы (Лк 2,25-38). Они ждали долгие годы, а не четыре недели. Подумаем также о волхвах, которые с надеждой вглядывались в небеса, ища знамения.
Мы Его «уже» знаем, и в то же время «ещё не» знаем. Так что давайте будем вести себя так, как следует, ища знаков, чтобы затем радоваться тайне воплощения.
Статья подготовлена на основе книги Скотта Ханна «Signs of Life: 40 Catholic Customs and Their Biblical Roots».