Имя Иосиф означает «пусть Господь (Яхве) добавит». Во времена Иисуса Христа оно было весьма распространенным. Первым известным Иосифом был сын Рахили и патриарха Иакова. Когда Бог услышал молитвы Рахили и дал ей сына, несмотря на бесплодие, она назвала его Иосифом (иврит «Yôsēp̄»), сказав: «Пусть Господь подарит мне еще одного сына (Быт 30,24). Поэтому в имени Иосиф сочетается желание, соединенное с благодарностью.
О начале жизненного пути Иосифа мы знаем немного. Святой Матфей помещает его в родословную Иисуса, отмечая только, что он был сыном Иакова и мужем Марии, которая родила Иисуса, называемого Христом (Мф, 1:16). По мнению Матфея, Иосиф является последним звеном в длинной цепочке, которая ведет к Аврааму; несмотря на то, что он лишен королевской власти, он является гарантом выполнения обещаний, выходящих за пределы пространства и времени (Б. Мартелет).
Святой Лука добавляет, что Иосиф происходил из царской семьи Давида (Лк 1,26). Иосиф несомненно унаследовал добродетели своих предков: смелость, щедрость и нечто гордое и одинокое, что дополняло величие его души. Сердце короля, «упоенного Богом», нашлось и выросло в груди его потомка (Б. Мартелет).
Иосиф был мужем Марии. Вокруг этого брака появилось много легенд. Традиция, поддерживаемая апокрифами, гласит, что Мария служила Богу в Иерусалимском храме. После того как ей исполнилось четырнадцать лет, ей пришлось покинуть храм, чтобы вернуться в родной дом, а затем выйти замуж. Однако она думала, что ее судьба – служить Богу. Тогда первосвященник провел «проверку Божьей воли». Он поставил вокруг алтаря деревянные посохи, привезенные представителями рода Давида (или двенадцати колен Израилевых). Над посохом Иосифа, который зацвел, присела белая голубка, и именно он был выбран мужем Марии. Согласно Протоевангелию Иакова, Иосиф был вдовцом и отцом детей от предыдущих браков. Отсюда появилось представление о нём как о пожилом человеке. Евангелия не подтверждают легенды. Согласно им, он был молодым, энергичным, смелым отцом, который должен был пройти много испытаний, чтобы защитить свою семью и затем содержать ее, работая ремесленником.
Мария была помолвлена с Иосифом. Еврейское (и арамейское) слово, которым называют помолвку, – это «киддушин», что означает «посвящение, отделение», то есть определение, выделение данной женщины с мыслью о данном мужчине (Д. Штерн). Марии было, вероятно, от двенадцати до четырнадцати лет (максимум шестнадцать). Иосифу, наверное, от восемнадцати до двадцати. Брак, вероятно, был организован их родителями с согласия обоих. В Иудее жених и невеста могли находиться в обществе друг друга, но в Галилее на это соглашались неохотно – Мария и Иосиф могли вообще не видеться наедине (К.С. Кинер). Также они не могли разорвать помолвку. Правда, жених мог представить разводное письмо, но женщина этого сделать не могла. Если бы она так поступила, с ней обращались бы как с грешницей.
Иосиф очень любил Марию. Однако мы ничего не знаем о чувствах, которые они переживали. Некоторые толкователи полагают, что Мария сохранила секрет зачатия для себя. Она поделилась им только с Елизаветой. Однако это маловероятно. Мария, безусловно, была идеальной во всех отношениях, поэтому она была идеальной женщиной со всеми достойными женскими качествами. Она была прекрасной невестой, прекрасной женой. Молодая мама, как только она замечает первые признаки своего материнства, очень рада возможности поделиться ими со всеми своими родственниками. Разве могла Мария отказаться от этой радости и отказать в ней Иосифу? (Б. Мартелет).
Мария наверняка рассказала будущему мужу о встрече с ангелом и непорочном зачатии. Во всяком случае, трудно представить, что она, не сказав ни слова, покинула своего возлюбленного на три месяца, отправившись к родственнице. Иосиф, хоть и ждал Мессию, видимо, не был готов к таинственным действиям Бога. Новости, которые обрушились на него, как гром среди ясного неба, вероятно, вызвали духовный кризис. Господь приходит без предупреждения, чтобы жить с ними, и разрушает все планы, которые они вместе с радостью составляли. Бог через свои вмешательства постоянно путает им карты. Он дал Иосифу самую совершенную из жен, позволил ему ждать человеческого счастья исключительного качества, а потом, ничего не сказав, оставил себе эту несравненную Супругу (Б. Мартелет).
Иосиф, «муж праведный», переживал внутреннюю борьбу между любовью и чувством законности, требующим справедливости; между его врожденной мягкостью, добротой и милосердием и послушанием закону. Закон обрекал неверную невесту на смерть через побиение камнями на пороге родительского дома (Втор 22,22-27). Во времена Иисуса это больше не использовалось. Обычно неверную невесту отдаляли, и она, брошенная и опозоренная, оттесненная на обочину общества, с того момента была предоставлена самой себе.
В попытке сохранить доброе имя Марии, Иосиф выбрал осторожное, но в то же время болезненное решение. Он решил разорвать помолвку и отпустить, бросить невесту (Мф 1, 18-24). Это было очень сложное и трудное решение. Но ведь он любил Марию, как ни один мужчина никогда не любил женщину […]Он думал, что расставание необходимо, но на самом деле он его боялся. Это было бы концом всех его мечтаний. […] Его сердце замирало. Он не мог смириться с мыслью о расставании с Той, которую очень сильно любил. Но главной причиной его сожаления была боль, которую он причинит этим Марии. Он знал, что расставание оставит неизлечимую рану в ее сердце. Что бы она делала без него? И он? Какой была бы его жизнь без нее, которая составляла половину его души? (Б. Мартелет).
Так что он оставил на потом выполнение решения отпустить возлюбленную. Благодаря этому ему приснился пророческий сон. Он увидел ангела и услышал слова, дающие новое значение событиям, в которых он участвовал: «Иосиф, сын Давида, не бойся взять Марию, твою жену; потому что от Святого Духа то, что было зачато в ней» (Мф 1,20). Слова ангела хоть и вдохнули новую надежду, но они вызвали и некоторое беспокойство. Возможно ли, чтобы Бог действительно с ним говорил? Если бы Иосиф узнал правду во сне – правду, переступающую всё, чего бы можно было ожидать? Возможно ли, что Бог действовал таким образом с человеком? Возможно ли, что Бог откроет начало новой истории с людьми? […] Мы можем представить, какую внутреннюю борьбу он ведет с этим невероятным посланием, которое он получил во сне (Бенедикт XVI).
Иосиф – человек, чуткий к голосу Бога, он наделен внутренней интуицией и бдительностью, у него также есть дар отличать сон от реальности. Поэтому он принимает смелое решение: проснувшись ото сна, поступает так, как повелел ему Ангел Господень (Мф 1,24). Иосиф проявляет себя не только как настоящий мужчина, терзаемый сомнениями, как и каждый мужчина, но также и как человек, открытый для Божьей новизны, человек, готовый признать, что Бог может делать невозможные вещи, и как человек, который благодаря вере в Всемогущество Бога готов рискнуть даже этим чувством уверенности, которое проистекало бы из того факта, что он может назвать себя праведным в соответствии с Законом (И. Гаргано). Иосиф является щепетильным и деликатным хранителем процесса, происходящего в Марии (И. Гаргано). Он позволяет, чтобы Бог до конца совершил в Ней Своё дело. Сына Марии он назвал именем Иисус, так что он признаёт в Нем Спасителя. Он оставляет Марию чистой. Ее девственное лоно становится местом пребывания Бога, подобно Святому Святых в Иерусалимском храме, где стоял Ковчег Завета, как скиния. Иосиф дал Марии много: свое время, чувства, труд и всю свою привязанность. Это несомненно. Но также правдиво и то, что он получил взамен гораздо больше, чем отдал. Мария отдала ему все свое сердце, ее усилия, все, что у нее было. Кроме того, она дала ему Сына Божьего. Рядом с Марией Иосиф совершенствовал свое сердце и свой разум; он получил доброту, мягкость, исключительное понимание (Б. Мартелет).
Станислав Бель SJ «Мужчины. Библейские медитации».
Источник: www.swiecinapomoc.pl/2017/12/21/najcichszy-bohater-bozego-narodzenia/