5 марта 2017 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Бытие, глава 2, стихи 7-9; глава 3, стихи 1-7
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Псалтирь, Псалом 51
Припев: Господи, помилуй, все мы согрешили.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, *
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, *
и от греха моего очисти меня.
Ибо беззакония мои я сознаю, *
и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я, *
и лукавое пред очами Твоими сделал.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *
и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего, *
и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего, *
и Духом владычественным утверди меня.
Господи! отверзи уста мои, *
и уста мои возвестят хвалу Твою.
Послание к Римлянам, глава 5, стихи 12-19
Братья: Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд для одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 1-11
В то время: Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Тогда оставляет Его диавол; и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 05.03.17 г
В сегодняшней Литургии слова судьба человеческого рода рассказывается как повесть о двух «типах» людей – первом человеке, Адаме, и новом Адаме, Иисусе (см. 1Кор 15,21-22.45-59).
Доводы св. Павла во Втором чтении построены на серии контрастов между «одним» или «одним человеком» и «многими» или «всеми». Через непослушание одного человека в мир вошли грех и осуждение, и смерть стала царствовать над всеми. Через послушание другого благодать стала преизбыточествовать, все были оправданы, и жизнь стала царствовать для всех.
Именно эта драма разворачивается перед нами в сегодняшнем Первом чтении и Евангелии.
Созданный из праха земного и наполненный дыханием Божьего Духа, Адам был сыном Бога (см. Лк 3,38), сотворённым по Его образу (см. Быт 5,1-3). Увенчанный славой, он получил владычество над миром и защиту Божьих ангелов (см. Пс 8,6-8; 90,11-13). Он был создан для того, чтобы поклоняться Богу – жить не хлебом единым, а в послушании всякому слову, исходящему из уст Отца.
Однако Адам подверг Господа Бога своего испытанию. Он поддался искушению змея, пытаясь захватить для себя всё то, что Бог уже пообещал ему. Но в этот час искушения Иисус превозмог там, где Адам потерпел поражение, – и отогнал дьявола.
И всё же мы грешим по образцу греха Адама. Подобно Адаму, мы впускаем грех в дверь (см. Быт 4,7), когда сомневаемся в Божьих обетованиях, когда забываем призывать Бога в минуты искушения.
Но благодать, заслуженная для нас послушанием Христа, означает, что грех больше не является нашей владычицей.
Начиная этот период покаяния, мы можем быть уверены в Его милости, в том, что Он сотворит в нас новое сердце (см. Рим 5,5; Евр 8,10). Как мы это делаем в сегодняшнем Псалме, мы можем радостно воспевать наше спасение, обновлённое в Его присутствии.
Скотт Хан, доктор богословия.