6 ноября 2016 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Вторая книга Маккавейская, глава 7, стихи 1-2. 9-14
В те дни: Случилось, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царём есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чём ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной. После того третий подвергнут был поруганию, и на требование дать язык — тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от него надеюсь опять получить их. Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвёртого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.
Псалтирь, Псалом 17
Услышь, Господи, правду мою, *
внемли воплю моему,
прими мольбу *
из уст нелживых.
Утверди шаги мои на путях Твоих, *
да не колеблются стопы мои.
К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; *
приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
Храни меня, как зеницу ока; *
в тени крыл Твоих укрой меня.
А я в правде буду взирать на лицо Твоё; *
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Второе Послание к Фессалоникийцам, глава 2, стихи 16-17, глава 3, стихи 1-5
Братья: Сам Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Господь же управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Евангелие от Луки, глава 20, стихи 27-38
В то время: Пришли к Иисусу некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй, и тот умер бездетным. Взял её третий, также и все семеро; и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 06.11.16 г
Своей загадкой о семи братьях и бездетной вдове саддукеи в сегодняшнем Евангелии насмехаются над верой, за которую семь братьев и их мать умирают в Первом чтении.
Маккавейские мученики предпочли лучше умереть – истязаемые, заживо сожжённые, – чем предать Божий закон. Их история даётся нам в эти последние недели литургического года, чтобы укрепить нас для стойкости – чтобы наши стопы не споткнулись, а твёрдо следовали по Божьему пути.
Маккавеи умерли, надеясь, что «Царь мира» воскресит их для вечной жизни (см. 2 Макк 14,46).
Саддукеи не верят в воскресение, потому что не могут найти буквальное учение о нём в Писании. Чтобы высмеять эту веру, они выбирают закон, который требует, чтобы женщина выходила замуж за брата её мужа, если последний умрёт, не оставив наследника (см. Быт 38,8; Втор 25,5).
Но Божий Закон был дан не для того, чтобы обеспечить потомков земным отцам. Закон был дан, как объясняет Иисус, чтобы сделать нас достойными быть «детьми Божьими» – сыновьями и дочерьми, рождёнными от Его воскресения.
«Бог и Отец наш», говорит нам сегодняшнее Второе чтение, дал нам «вечное утешение» в воскресении Христа. По Его милости мы можем сейчас обращать свои сердца к любви Божьей.
Как Маккавеи страдали за закон Ветхого Завета, нам придётся страдать за свою веру в Новый Завет. Но Бог укроет нас в тени Своих крыльев, сохранит нас, как зеницу ока, как мы поём в сегодняшнем псалме.
Преследователи Маккавеев удивлялись их мужеству. Мы тоже можем прославлять Господа в своих страданиях и ежедневных жертвах, которые Ему приносим.
И у нас есть даже бόльшие основания для надежды, чем у них. Тот, Кто воскрес из мёртвых, дал нам Своё слово – что Он есть Бог живых, что, пробудившись ото сна смерти, мы будем созерцать Его лик, будем радоваться в Его присутствии (см. Пс 75,6; Дан 12,2).
Скотт Хан, доктор богословия.