9 апреля 2017 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Книга пророка Исаии, глава 50, стихи 4-7
Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
Псалтирь, Псалом 22
Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.
Все, видящие меня, ругаются надо мною; *
говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *
пусть спасёт, если он угоден Ему».
Ибо псы окружили меня; *
скопище злых обступило меня;
пронзили руки мои и ноги мои. *
Можно было бы перечесть все кости мои.
Делят ризы мои между собою, *
и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *
сила моя! поспеши на помощь мне.
Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.
Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *
посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. *
Всё семя Иакова! прославь Его.
Послание к Филиппийцам, глава 2, стихи 6-11
Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 11-54
В то время: Иисус стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взяв трость, били Его по голове. И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», дали Ему пить вина, смешанного с жёлчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?» то есть: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 09.04.17 г
«Сие же всё было, да сбудутся писания пророков», – говорит Иисус в сегодняшнем Евангелии (см. Мф 26,56).
Действительно, мы достигли кульминационного момента всего литургического года, вершины истории спасения, когда всему, чего люди ожидали и что было им обещано, предстоит сбыться.
К концу сегодняшнего длинного Евангелия дело нашего искупления свершится, новый завет будет написан кровью пронзённого тела Иисуса, висящего на кресте на Гологофе.
В Своих Страстях, Иисус «к злодеям причтён был», как предсказал пророк Исайия (см. Ис 53,12). Он является нам как Страдающий Слуга, о котором говорил пророк, как долгожданный Мессия, чьи слова послушания и веры звучат в сегодняшнем Первом чтении и Псалме.
Насмешки и мучения, о которых мы слышим в этих двух чтениях, мы находим в Евангелии, когда Иисуса бьют и высмеивают (см. Мф 27,31), когда пробивают Его руки и ноги, когда враги бросают жребий о Его одеждах (см. Мф 27,35), и когда враги подначивают Его доказать Свою божественность, спасая Самого Себя от страданий (см. Мф 27,39-44).
Он остаётся верным Божьей воле до конца, не отступает в Своих испытаниях. Он свободно отдаётся Своим палачам, будучи уверенным, что, как Он говорит в сегодняшнем Первом чтении: «Господь Бог помогает Мне… не останусь в стыде».
Обречённые на грех и смерть как дети Адамова непослушания, мы были освобождены для святости и для жизни совершенным Христовым послушанием воле Отца (см. Рим 5,12-14.17-19; Еф 2,2; 5,6).
Вот почему Бог высоко вознёс Его. Вот почему Его имя несёт нам спасение. Следуя Его примеру смиренного послушания в испытаниях и несении нашего жизненного креста, мы знаем, что не будем оставлены. Мы знаем, как сегодняшний сотник, что Он воистину Сын Божий (см. Мф 27,54).
Скотт Хан, доктор богословия.