9 октября 2016 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Четвертая книга Царств, глава 5, стихи 14-17
В те дни: И пошёл Нееман Сириянин, и окунулся в Иордане семь раз, по слову Елисея, человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился от проказы своей. И возвратился к человеку Божию — он и все сопровождавшие его, и пришёл, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицом Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа.
Псалтирь, Псалом 98
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его *
доставили Ему победу.
Явил Господь спасение Своё, *
открыл пред очами народов правду Свою.
Вспомнил Он милость Свою *
и верность Свою к дому Израилеву.
Все концы земли увидели *
спасение Бога нашего.
Восклицайте Господу, вся земля; *
торжествуйте, веселитесь и пойте.
Второе Послание к Тимофею, глава 2, стихи 8-13
Возлюбленный: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мёртвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я всё терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас. Если мы неверны, Он пребывает верен; ибо Себя отречься не может.
Евангелие от Луки, глава 17, стихи 11-19
В то время: Идя в Иерусалим, Иисус проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 09.10.16 г
Чужестранец-прокажённый исцеляется и в своей благодарности возвращается, чтобы поклониться Богу Израиля. Сегодня мы слышим ту же самую историю как в Первом чтении, так и в Евангелии.
Во времена Елисея было много прокажённых, но только Нееман Сириянин поверил Божьему Слову и очистился (см. Лк 5,12-14). Сегодняшнее Евангелие подобным образом указывает на то, что большинство из десяти прокажённых, которых исцелил Иисус, были израильтянам – но вернулся только чужестранец, самарянин.
Сегодня нам драматическим образом показывается, как вера проложила путь к спасению, путь, по которому все народы присоединятся к Господу, становясь его слугами, собранными с израильтянами в один избранный народ Божий, Церковь (см. Ис 56,3-8).
Сегодняшний Псалом также предвкушает тот день, когда все народы увидят то, что видит Нееман – что нет Бога на всей земле, кроме Бога Израиля.
Мы видим наступление этого дня в сегодняшнем Евангелии. Прокажённый самарянин – единственный человек в Новом Завете, который лично благодарит Иисуса. Греческое слово, использованное для описания его «благодарения» – это слово, которое мы переводим как «Евхаристия».
И эти прокажённые сегодня открывают нам внутренние измерения Евхаристии и жизни таинствами.
Мы также были исцелены своей верой в Иисуса. Как тело Неемана снова становится чистым, точно тело маленького ребёнка, так и наши души были очищены от греха в водах Крещения. Мы переживаем это очищение снова и снова в таинстве Покаяния – когда мы каемся в своих грехах и молим о милосердии и получаем его от нашего Учителя, Иисуса Христа.
В каждой Мессе мы возвращаемся, чтобы прославить Бога, чтобы принести себя в жертву – падая ниц к ногам нашего Господа и благодаря за наше спасение.
В этой Евхаристии мы вспоминаем «Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мёртвых», Царя завета Израилева. И молимся, как св. Павел во Втором чтении, чтобы мы пребывали в этой вере, дабы и мы могли жить и царствовать с Ним в вечной славе.
Скотт Хан, доктор богословия.