18 сентября 2016 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Книга пророка Амоса, глава 8, стихи 4-7
Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: «когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами; чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!
Псалтирь, Псалом 113
хвалите имя Господне.
Да будет имя Господне благословенно *
отныне и вовек.
Высок над всеми народами Господь; *
над небесами слава Его.
Кто — как Господь, Бог наш, *
Который, обитая на высоте,
приклоняется, *
чтобы призирать на небо и на землю?
Из праха поднимает бедного, *
из грязи возвышает нищего,
чтобы посадить его с князьями, *
с князьями народа его.
Первое Послание к Тимофею, глава 2, стихи 1-8
Возлюбленный: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 1-13
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчёт в управлении твоём: ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 18.09.16 г
Слуга в сегодняшнем Евангелии сталкивается с той реальностью, что он не может продолжать жить как прежде. Он оказался под судом, и должен дать отчёт в том, что он сделал.
Притеснители бедных в сегодняшнем Первом чтении также будут «столкнуты со своих мест, свергнуты со своих степеней» (см. Ис 22,19). Слуги мамоны или денег настолько влюблены в богатство, что они сводят бедных к объектам, пренебрегают религиозными предписаниями и святыми днями Господними (см. Лев 23,24, Исх 20,8).
Их единственная надежда – пойти по пути слуги. Он не является образцом покаяния, но он делает разумный расчёт – использовать свои последние часы как управителя собственности своего хозяина, чтобы оказать милосердие другим, уменьшить их долги.
Он сын этого мира, движимый чисто эгоистичным побуждением – завести друзей и быть принятым в домах должников его хозяина. Однако его благоразумие преподносится как пример для нас, детей света (см. 1Фес 5,5; Еф 5,8). Мы также должны осознать, как слуга, что то, чем мы обладаем, по совести, не наше, а по правде принадлежит другому, нашему Господину.
Вся мамона мира не смогла бы оплатить наш долг перед Господином. Поэтому Он Сам заплатил его за нас, отдал Свою жизнь как выкуп за всех, как мы слышим в сегодняшнем Втором чтении.
Бог хочет, чтобы каждый был спасён, даже цари и князья, даже те, кто очень любит деньги (см. Лк 16,14). Но мы не можем служить двум Господам. С помощью его благодати мы должны сделать выбор и стать – как мы поём в сегодняшнем Псалме – «рабами Господними».
Мы служим Ему, используя то, что Он вверил нам, чтобы давать милостыню, поднимать бедных из праха, грязи этого мира. Так мы обретём то, что наше, будем приняты в вечные обители, которых много в доме Отца (см. Ин 14,2).
Скотт Хан, доктор богословия.