19 марта 2017 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Исход, глава 17, стихи 3-7
В те дни: И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди. Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?
Псалтирь, Псалом 95
Припев: Послушайте глас Господа:
сердец не закрывайте.
Приидите, воспоём Господу, *
воскликнем Богу, твердыне спасения нашего.
Предстанем лицу Его со славословием, *
в песнях воскликнем Ему.
Приидите, поклонимся, и припадём, *
преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.
Ибо Он есть Бог наш, *
и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.
О, если бы вы ныне послушали гласа Его: †
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *
как в день искушения в пустыне,
где искушали Меня отцы ваши, *
испытывали Меня, и видели дело Моё».
Послание к Римлянам, глава 5, стихи 1-2. 5-8
Братья: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.
Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42
В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?». Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала и потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 19.03.17 г
Сердца израильтян ожесточились вследствие тех трудностей, которые они переживали в пустыне.
Хотя они видели Его великие дела, однако, испытывая жажду, они сетуют и искушают Бога в сегодняшнем Первом чтении – и этот кризисный момент вспоминается также в сегодняшнем Псалме.
В Евангелии мы слышим, что Иисус также испытывает жажду. Он жаждет душ (см. Ин 19,28). Он жаждет дать самарянке живой воды, текущей в жизнь вечную.
Эту воду невозможно почерпнуть из колодца Иакова, отца израильтян и самарян. Но Иисус больше Иакова (см. Лк 11,31-32).
Самаряне были израильтянами, которые избежали изгнания, когда Ассирия захватила Северное Царство в восьмом веке до Рождества Христова (см. 4Цар 17,6.24-41). Их ненавидели за то, что они вступали в брак с не-израильтянами и поклонялись Богу на горе Гризим, а не в Иерусалиме.
Но Иисус говорит женщине, что приближается «время» истинного поклонения, когда все будут поклоняться Богу в духе и истине.
«Время» Иисуса – это то «определённое время», о котором говорит Павел в сегодняшнем Втором чтении. После удара копья солдата, живая вода пролилась из нашей Скалы (см. Ин 19,34-37).
Эта вода – Святой Дух (см. Ин 7,38-39), дар Бога (см. Евр 6,4).
Посредством живой воды была смыта древняя вражда между самарянами и иудеями и была разрушена разделительная стена между Израилем и другими народами (см. Еф 2,12-14.18). С наступлением Его времени все могут пить от Духа в таинстве Крещения (см. 1Кор 12,13).
В сегодняшней Евхаристии Господь пребывает с нами – как Он был у скалы в Хориве и у колодца Иакова.
В сегодняшней Литургии слова Он призывает нас поверить: «Я – это Он». Поверить, что Он пришёл, чтобы излить любовь Бога в наши сердца Духом Святым. Как можем мы продолжать поклоняться так, словно мы не понимаем? Как могут наши сердца оставаться ожесточёнными?
Скотт Хан, доктор богословия.