26 марта 2017 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие отрывки из Библии:
Первая книга Царств, глава 16, стихи 1b. 6-7. 10-13a
В те дни: Сказал Господь Самуилу: Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его; ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. И послал Иессей, и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.
Псалтирь, Псалом 23
Припев: Господь — Пастырь мой; не буду я нуждаться.
Господь — Пастырь мой; *
я ни в чём не буду нуждаться.
Он покоит меня *
на злачных пажитях.
Водит меня к водам тихим. *
Подкрепляет душу мою.
Направляет меня на стези правды *
ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, *
не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох — *
они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу *
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою; *
чаша моя преисполнена.
Так, благость и милость да сопровождают меня *
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем *
многие дни.
Послание к Ефесянам, глава 5, стихи 8-14
Братья: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света; ибо всё делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».
Евангелие от Иоанна, глава 9, стихи 1-41
В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 26.03.17 г
Господь смотрит не так, как мы, читаем мы в сегодняшнем Первом чтении. Иисус показывает это в Евангелии – когда слепой человек прозревает, а фарисеи слепнут.
Слепой олицетворяет собой всё человечество. Его, который «весь родился во грехе», спасительная сила Христа делает новым творением.
Подобно тому как Бог создал первого человека из праха земного (см. Быт 2,7), Иисус дарует слепому новую жизнь, помазав его глаза прахом (см. Ин 9,11). Подобно тому как Бог вдохнул духа жизни в первого человека, слепой человек не получил исцеления, пока не умылся в воде купальни Силоам, название которой означает «Посланный».
Иисус – Тот, «посланный» Отцом, чтобы выполнить волю Отца (см. Ин 9,4; 12,44). Он является новым источником живой воды – Святого Духа, изливающегося на нас в таинстве Крещения (см. Ин 4,10; 7,38-39).
Это тот Дух, который изливается на избранного Богом царя Давида в сегодняшнем Первом чтении. Будучи пастухом, как Моисей до него (см. Исх 3,1; Пс 78,70-71), Давид также является знаком, указывающим на Доброго Пастыря и грядущего царя – Иисус (см. Ин 10,11).
Господь – наш Пастырь, как мы поём в сегодняшнем Псалме. Своей смертью и воскресением Он проложил путь для нас через тёмную долину греха и смерти, ведя нас к злачным пажитям царства жизни, Церкви.
В тихих водах Крещения он освежил наши души. Он помазал наши головы маслом Миропомазания и расстелил Евхаристический стол перед нами, преисполняя наши чаши.
Вместе со слепым и прозревшим человеком мы входим в Его дом, чтобы вознести хвалу Богу, возобновить наш обет: «Верую, Господи».
«Господь смотрит на сердце», – слышим мы сегодня. Пусть Он найдёт нас, как советует св. Павел во Втором чтении, живущими как «чада света» – всегда старающимися узнать, что благоугодно нашему Отцу.
Скотт Хан, доктор богословия.