Крестный путь — путь очищения перед Праздником Пасхи
Несколько дней назад, в Пепельную среду в католическом костеле с традиционного посыпания пеплом в знак скоротечности человеческого существования, печали, сожаления, необходимости преображения и очищения начался период Великого поста.
На этот раз он имеет особое значение, так как мы его переживаем в Юбилейный Год Божьего милосердия. Это период, во время которого мы призваны особым образом познать безграничность Божьего милосердия на нашем пути возвращения к Богу. Первородный грех деформировал нашу человеческую природу, в результате чего мы склонны к греху. Знаем, что такое добро, но в то же время творим зло. Великий пост — это данное нам Богом время исправить нашу духовную жизнь, а для этого, прежде всего, необходимо осознать нашу греховность.
Во время Великого поста, который является временем духовной подготовки к празднованию Пасхи, Костел сосредотачивает наше внимание на кресте, потому что мы были спасены смертью на Кресте и воскресением Иисуса. Размышления Крестного пути и участие в богослужениях покаяния должны быть частью нашей духовной программы на этот период. В скором времени исполнится 11 лет со дня смерти святого Папы Яна Павла II. В 2005 году он уже был настолько болен, что физически не мог принять участия в традиционном Крестном пути в Римском Колизее. С верующими, которые молились там, он воссоединился с помощью телевидения. Для этого в его приватной часовне был установлен телеэкран. В конце богослужения он попросил, чтобы ему принесли крест, и прижал его к своему лицу. Этот потрясающий снимок облетел весь мир. В нем был весь Ян Павел II — большой сторонник размышлений Крестного пути Иисуса Христа. Папа хорошо знал, что в кресте наша надежда. Знал и учил, что крест является символом любви, которая сильнее греха, ибо злу противостоит Божья благость (ср. ПС, с. 24). Он говорил, что крест призывает к обращению, так как побуждает нас к ответу на вопрос о нашей любви к Богу и ближнему. Здесь к месту вспомнить его слова, что позиция человека, который удовлетворяется минималистической этикой и поверхностной религиозностью, противоречит христианству. Пусть светлая память этого великого понтифика, который 25 лет назад возродил структуры Католического Костела в нашей стране и установил Минско-Могилевскую митрополию, и его учение о пролившемся с креста Божьем милосердии побудит нас должным образом поклоняться кресту и мукам Иисуса, благодаря которым мы были спасены.
Великий пост перед Светлым праздником Пасхи – время, когда для духовного обновления мужчина католик может и должен практиковать воздержание от искушений, молитву и хорошие поступки. В католической церкви есть отличная практика во время поста принимать конкретные обещания, например, не пить алкогольных напитков, не курить, ограничить время на телевизор и интернет. Справиться с плотскими слабостями и поставить на первое место дела духовные — это и есть настоящий пост. Пост перед Пасхой – это время на переоценку, переосмысление своей каждодневной жизни, своего поведения, своих поступков, желаний и прихотей — период испытания воли. Это хороший период найти в своей жизни божков, которые уводят нас от истинной христианской веры.
Великий пост — это прекрасное время, чтобы услышать голос Бога. Молитва – встреча человека с Богом. Встреча, когда мы можем говорить и слушать, не просто повторять наизусть заученные с детства слова молитвы, а пропустить этот диалог через разум и сердце. Иисус призывает к молитве для нашего блага, поэтому нам следует принять бремя молитвы. Современному человеку всегда не хватает времени, и здесь все выглядит так, как и с постом: Христос нас учит, чтобы что-то приобрести, необходимо от чего-то отказаться. Необходимо найти время на молитву, чтобы почувствовать трепетную радость встречи с Богом. В этот период обращения нужно должным образом использовать милость духовных упражнений, которые помогают осознать наши ошибки. Необходимо искренне участвовать в размышлениях Крестного пути и богослужениях покаяния, чтобы в святой исповеди очиститься от греховных поступков и духовно воскреснуть.
С начала своего существования Церковь, беря пример с Иисуса, который служил бедным и нуждающимся, побуждает человека к поступкам милосердия. Христос говорит, что бедных будем иметь всегда (ср. Ин 12, 8) и им необходимо помогать. Однако среди нас есть и духовно бедные. Именно поэтому, Папа Франциск призывает в Юбилейный Год Божьего милосердия к поступкам милосердия относительно тела и души, чтобы «разбудить наше сознание, которое часто спит перед лицом драмы бедности, и углубиться еще больше в сердце Евангелия, где нищие имеют привилегию Божьего милосердия. Проповедь Иисуса представляет эти поступки милосердия, чтобы мы могли узнать, мы живем как ученики, или нет». Книга Деяний Апостолов, представляющая историю Церкви в первые годы его существования, учит, что «больше счастья в том, чтобы давать, чем в том, чтобы брать» (Деян. 20, 35). На милостыню необходимо смотреть еще и в перспективе того, чтобы дать другому что-то от себя, например, посвятить кому-то свое время. Может, родители ослабили свою семью, не заботятся о детях. Может, больной нуждается в нашей заботе и внимании. Великий пост должен стать временем победы над собой и открытости на нужды других людей, проявления милосердия относительно грешников. Иисус ненавидел грех, но любил грешников и был милосерден к ним. Если мы не любим грешников, то так делаем потому, что не ненавидим грех, который есть в нас.
Пост, молитва и милостыня — это три соединенных между собой элемента. Пост готовит пространство на встречу с Богом в молитве. Молитва открывает нас на Божью любовь и стремится ей делиться. Милостыня показывает, что дар из себя становится духовным достоянием. Поэтому необходимо посмотреть на эти три элемента, как дар Бога, так как они помогают сделать время Великого поста временем спасения.
Пусть помощью в этом процессе станут рассуждения над тайной Креста, а также пост, молитва и хорошие поступки. А практика аморальной жизни, построенная на утверждении, что все так делают, пусть не имеет места в нашей жизни, ведь истина остается истиной даже тогда, когда в нее никто не верит, а ложь — ложью, даже если в нее верят все, и как говорил известный американский проповедник — епископ Фултон Джон Шин, чтобы мы в своей жизни никогда не руководствовались принципом нравственного релятивизма, что человек является конечной мерой нравственности и только он решает, что есть добро, а что зло. Вместо этого пусть ведущей нормой нашей жизни станет нравственный закон. Поэтому, как призывает Папа Франциск, НЕ упустим времени Великого поста, который способствует нашему обращению.
Использованы материалы c католик бай.