Комментарий к Евангелию на III воскресенье Рождественского поста (Адвента) 13.12.15 г
- Соф 3,14-18
- Ис 12, 2-6
- Флп 4, 4-7
- Лк 3, 10-18
Книга пророка Софонии, Глава 3, стихи 14-18
Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои! «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.
Книга пророка Исаии, Глава 12, стихи 2-6
Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его.
Пойте Господу, ибо Он соделал великое — да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
Послание к Филиппийцам, Глава 4, стихи 4-7
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 10-18
И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 13.12.15 г.
Люди в сегодняшнем Евангелии пребывают «в ожидании». Они считают, что Иоанн Креститель может быть Мессией, которого они ждали. Трижды мы слышим их вопрос: «Что же нам делать?»
Приход Мессии требует от каждого мужчины и женщины выбора: «покаяться» или нет. Таково послание Иоанна, и таковым будет также послание Иисуса (см. Лк 3,3; 5,32; 24,47).
По-гречески «покаяние» – это «метанойя» (буквально, «изменение мышления»). В Священном Писании покаяние представлено как двойное «обращение» – от греха (см. Иез 3,19; 18,30) и к Богу (см. Сир 17,20-21; Ос 6,1).
Это обращение означает больше, чем просто перемена взглядов. Оно означает радикальное изменение жизни. Это требует «добрых плодов покаяния» (см. Лк 3,8). Вот почему Иоанн говорит народу, солдатам и сборщикам податей, что они должны доказать свою веру делами милосердия, честности и социальной справедливости.
В сегодняшней Литургии каждый из нас призван стать среди этого народа и услышать «благую весть» Иоаннова призыва к покаянию. Мы должны исследовать свою жизнь, спросить от всего сердца, как они: «Что же нам делать?» Наше покаяние должно проистекать не из страха перед грядущим гневом (см. Лк 3,7-9), а из радостного ощущения близости спасающего нас Бога.
Эта тема красной нитью проходит через сегодняшние чтения: «Радуйтесь!.. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём», – слышим мы в сегодняшнем Послании. В сегодняшнем респонсории мы снова слышим призыв радоваться, не боясь прихода Господа к нам.
В Первом Чтении мы слышим эхо Благовещения Ангела Марии. Слова пророка очень близки к приветствию ангела (ср. Лк 1,28-31). Мария – Дщерь Сиона – возлюбленная Бога, которой велено не бояться, а радоваться, что с ней Господь, «могущественный Спаситель».
Она – причина нашей радости. Ибо в ней к нам приближается Мессия, как обещал Иоанн: «Идёт Сильнейший меня».
Скотт Хан, доктор богословия.