Комментарий к Евангелию на воскресенье 14.02.16 г
В сегодняшней эпической евангельской сцене Иисус в Своём теле заново переживает историю Израиля.
Мы уже видели, что, как Израиль, Иисус пересёк воды, был назван Божьим возлюбленным Сыном (см. Лк 3,22; Исх 4,22). Сейчас, подобно тому как Бог испытывал Израиль в течение сорока лет в пустыне, Дух Святой выводит Иисуса в пустыню для испытания в течение сорока дней и ночей (см. Исх 15,25).
Он переживает те же искушения, которым подвергся Израиль: голодный, Он подвергается искушению возроптать на Бога из-за еды (см. Исх 16,1-13). Как Израиль вознегодовал у Массы, Он подвергается искушению усомниться в Божьей заботе (см. Исх 17,1-6). Когда дьявол просит Его поклониться ему, Он подвергается искушению сделать то же, что и Израиль, который создал себе золотого тельца (см. Исх 32).
Иисус борется с дьяволом с помощью Божьего Слова, трижды цитируя поучение Моисея о тех уроках, которые Израиль должен был вынести из своих странствований по пустыне (см. Втор 8,3; 6,16; 6,12-15).
Почему мы читаем эту историю в первое воскресенье Великого Поста? Потому что, как библейский знак сорока (см. Быт 7,12; Исх 24,18; 34,28; 3 Цар 19,8; Ион 3,4), сорок дней Великого Поста являются временем испытания и очищения.
Великий Пост призван научить нас тому, что мы снова и снова слышим в сегодняшних чтениях. «Воззови ко Мне, и Я услышу», – обещает Господь в сегодняшнем псалме. Павел обещает то же самое в сегодняшнем отрывке Послания к римлянам (цитируя Втор 30,14; Ис 28,16; Иоил 2,32).
Таким был опыт Израиля, как Моисей напоминает своему народу в первом чтении: «возопили мы к Господу… и услышал Господь вопль наш». Но каждый из нас подвергается искушению, подобно Израилю, забыть великие деяние, которые Он творит в нашей жизни, пренебречь нашим правом первородства как Его возлюбленных сыновей и дочерей.
Подобно литании воспоминания, которую Моисей предписывает Израилю, мы должны видеть в Святой Мессе торжественное воспоминание нашего спасения и «поклониться перед Господом», отдавая себя Ему в благодарность за всё, что Он дал нам.
Скотт Хан, доктор богословия.