Содержание
- Что такое Великий пост
- Видео о истории, традициях и обрядах
- Возникновение поста
- Как менялась продолжительность Пасхального поста
- Почему пост длится сорок дней?
- Как правильно соблюдать пост
- Когда начинается Великий пост у католиков
Почему пост перед Пасхой называется Великим
Великий пост – это одно из древнейших и наиболее священных установлений христианской религии. История Великого поста имеет долгую и богатую традицию. Она достигает апостольских времен. Предпасхальный пост называют Великим не только из-за его продолжительности, но и за его важность и значение в жизни Церкви и каждого христианина.
Святые Отцы Церкви имеют к установлению святого поста наибольшее уважение и похвалы. Святой Василий Великий (329-379) о древности установления поста говорит: «Да будет мне вольно вновь обратиться к истории и вспомнить, что пост очень древний, и все святые соблюдали его, будто наследство по родителям, которое отец передавал сыну. Так это сокровище через непрерывное предание дошло до нас».
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о Великом посте у католиков
История Пасхального поста
Уже апостолы и первая христианская община начали заменять день еврейской Пасхи днем поминовения Христовых страстей и смерти. Годовщина Христовой смерти были для них очень скорбным днем. Поэтому, чтобы его должным образом отпраздновать, они соблюдали пост в этот день. И так первоначальная христианская Пасха начала существовать в виде поста. Это была крестная Пасха. По свидетельству святого Иринея (125-203), о котором говорит историк Церкви Евсевий (260-340), первый зародыш нынешнего 40-дневного поста в то время ограничивался одним-двумя днями, считался не предпасхальным, а самой Пасхой. Пасхального поста, за этим свидетельством, одни придерживались один день, другие – два дня, другие – еще дольше, а другие – 40 часов.
В послеапостольские времена Церковь II-III веков начинает обращать внимание не только на скорбную годовщину Христовой смерти, но и на радостную годовщину Его Воскресения. Так, несмотря на крестную Пасху, постепенно приходит и воскресная Пасха с отменой пасхального поста. Еще в апостольских временах одни перестают соблюдать пост в сам день еврейской Пасхи, а другие – в следующее воскресенье. По свидетельству историка Сократа, (379-440) те, которые праздновали Пасху вместе с евреями, то есть 14 дня Нисана, утверждали, что это им передано от святого апостола и евангелиста Иоанна; а те, которые праздновали праздник Пасхи в следующее воскресенье после еврейской Пасхи, доказывали, что свой обычай получили от святых апостолов Петра и Павла. «Но ни те, ни другие, – замечает историк Сократ, – не могут доказать это письменными доказательствами».
Так возникли пасхальные споры между теми, которые праздновали Пасху вместе с евреями, и теми, что праздновали в следующее воскресенье. Эти долгие споры решил Никейский собор 325 года.
В канонических памятниках III столетия говорится также о времени, когда заканчивался пасхальный пост. По канонам Ипполита, торжественное окончание поста было в воскресную ночь на заре, по Дидаскалии – в третий час ночи, а согласно Апостольских постановлений – когда начинали петь петухи.
Продолжительность Великого поста
В III веке предпасхальный пост в некоторых Церквях длился целую неделю. Это то время, которое сегодня называем Страстной неделей.
В конце III века Великий пост уже достигает 40 дней. С IV века есть первые свидетельства о 40-дневном предпасхальном посте. Первое свидетельство дает нам Никейский собор, который говорит, чтобы поместные соборы проходили «один перед Четыредесятницей, чтобы после устранения всякой неурядицы чистый дар приносился Богу, а второй под осеннее время».
Хотя в IV веке Четыредесятница становится уже известным введением, все-таки она еще не точно обозначена и не имеет всеобщего признания. Кое-где все еще существует 20-дневный пост, который проходит в период между старым коротким и 40-дневным. Он был прежде всего в практике на Западе, куда Четыредесятница пришла несколько позже, чем на Восток.
О разной продолжительности поста перед Пасхой в разных краях историк Сократ пишет: «Поста перед Пасхой в разных местностях придерживаются по-разному, а именно: в Риме перед Пасхой постятся без перерыва три недели, кроме субботы и воскресенья. В Илирии, по всей Греции и Александрии сохраняют пост шесть недель до Пасхи и называют его Четыредесятница. Другие начинают свой пост за семь недель перед праздником Пасхи».
Важным свидетельством постепенного перехода от короткого поста к Четыредесятнице в Египте являются пасхальные послания святого Афанасия Великого (297-373). В первом из них (329 г.) он ещё не вспоминает о Четыредесятнице, только говорит о начале «святого поста», который связан с понедельником Страстной Седмицы. Зато в 11-м пасхальном послании, написанному из Рима в 340 году к Тмуискому епископу Серапиону, который во время отсутствия святого Афанасия должен был присматривать за египетской Церковью, святой Афанасий дает такое поручение: «Поставить в известность братьев о 40-дневном посте и при этом поучить о нем, чтобы тогда, когда весь мир постится, мы одни, живущие в Египте, не выставляли себя на смех из-за непощения и за то, что в те дни отдаемся радости». А в 19-м послании 346 года святой Афанасий уже говорит о соблюдении Четыредесятницы как о необходимом условии для достойного празднования Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницею и кто словно без внимания и нечистым сердцем входит в святая святых, тот не празднует праздника Пасхи».
Где был в обычае 6-недельный пост, там его начинали в понедельник второй недели нынешнего поста. В этой практике наша первая неделя Четыредесятницы еще не входила в пост.
По древней традиции Восточной Церкви субботы и воскресенье не считались постными днями. Поэтому чтобы получить число 40, пост из шести недель продлен до семи. В конце IV века предпасхальный пост, называемый Четыредесятница, уже существует в практике как Восточной, так и Западной Церкви.
Число 40 – реальное или символическое?
Хотя мы говорим о 40-дневном посте, но в Восточной Церкви он длится только 36 с половиной дней. Семь недель поста без суббот и воскресений – это 35 дней. В это число надо еще включить Великую субботу и половину ночи перед праздником Пасхи, которая также считается постной, и тогда наша Четыредесятница будет иметь 36 с половиной дней, что составляет одну десятую целого года.
Латинская Церковь имеет 6-недельный пост, потому что она и субботу относит к постным дням, то есть в практике и на Западе Четыредесятница имела только 36 дней. Чтобы получить полные 40 дней, латинская Церковь в VII веке добавила еще четыре дня в начале поста. Поэтому Запад начинает теперь свой пост в т. н. Пепельную среду.
Число 40, как числа 3, 7 и 9, издавна имело символическое значение. Поэтому оно вошло и в предпасхальный пост скорее в символическом, чем буквальном смысле. В Ветхом Завете читаем о 40 днях потопа (Быт. 7, 4), о 40-летнем путешествии Израиля по пустыне (Чис. 14, 33), о 40-дневном посте Моисея, когда он получил от Бога таблицы закона (Исх. 34, 28), о 40-дневное путешествие пророка Ильи к горе Хорив (1 Цар. 19, 8). В Новом Завете святое Евангелие говорит, что в 40-й день Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в святыню, о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 2), о 40-дневном пребывании Его на земле после своего воскресения (Деян. 1, 2).
Святая Церковь с самого начала освятила число сорок. В первых веках в практике были 40-дневные епитимии, а затем пришел 40-дневный пост перед Пасхой. В византийском обряде на 40 день после рождения приносят ребенка в церковь, чтобы его воцерковить, а также на 40 день поминают умерших.
Цель Святого Великого поста
«Потому, что мы не постились, нас прогнали из рая. Итак, будем соблюдать пост, чтобы вернуться в него» (св. Василий Великий).
Хотя наше время принесло много изменений в церковных законах, традициях и дисциплине, и после Второго Ватиканского собора произошло значительное облегчение всех постов включительно с Великим, все-таки и сегодня время Четыредесятницы имеет большое значение для нашей духовной жизни. Может сегодня по разным причинам мы не можем поститься так строго, как постились когда-то наши предки, но и сегодня над нами остаётся обязанность духовного поста, борьбы с нашими грехами и злыми наклонностями, обязанность молитвы, практики добродетелей и добрых дел. И как раз такое наше духовное обновление является свойственной и важнейшей целью святого Великого поста.
Мы уже упоминали об установлении и продолжительности Великого поста, теперь обратимся к его цели. В отношении цели святой Четыредесятницы можно различить три периода:
- Апостольские времена
Для апостолов и первых христиан день еврейской Пасхи был грустным воспоминанием смерти Иисуса Христа, поэтому они проводили его в молитве, грусти и посте. Объединение понятия Пасхи с понятием поста длилось долго. Еще у писателей II века можно заметить употребление слова «Пасха» в значении «пост». Это было отголоском тех времен, когда празднование смерти и воскресения Иисуса Христа происходило в один день.
- Пасхальный пост и катехуменат
III-IV века – времена расцвета катехумената. Катехумены, или оглашенные – это те, которые готовились к святому таинству крещения. Приготовление обычно длилось три года и заканчивалось торжественно в Четыредесятницу. Основные акты этого окончания были такие: предоставление имени оглашенному в начале Четыредесятницы, ежедневное заклинание его от злых духов в течение всего поста, окончательное поучение его в правдах святой веры, конечный экзамен и само крещение в Великую субботу.
Стать через святое крещение христианином и членом Церкви – небудничное событие в жизни новокрещённых и Церкви. Поэтому это радостное событие объединялось с большими праздниками, такими как Пасха, Троица, Богоявление. В III веке обряд крещения связывали прежде всего с праздником Пасхи. Оглашенные готовились к крещению постом и молитвой. Под влиянием катехумената предпасхальный пост продолжился до 40 дней. Со временем и другие верные начали соблюдать пост вместе с оглашенными. Об обычае верных поститься вместе с катехуменами говорит святой мученик Иустин († 167). Он пишет, что тех, которые обращались к христианской вере, «учат, чтобы они молитвою и постом просили у Бога прощения прошлых грехов, и мы молимся и постимся вместе с ними».
- Великий пост – подвиг души и тела
Введение катехумената не только продолжило Великий пост до 40 дней, но также стало причиной того, что со временем все верные переняли его от оглашенных и он стал для всей Церкви предпасхальным. Затем, когда катехуменат потерял своё значение, Четыредесятница становится самостоятельной практикой. Теперь она для всех верных является временем особой молитвы, поста, покаяния и духовной подготовки к празднику Пасхи.
Современные правила Великого поста
В Католической Церкви различают две раздельные категории поста: собственно пост и воздержание.
Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день только тремя: одна полноценная трапеза, и две неполные (перекусы), без регламентации рода принимаемой пищи (при этом воду, чай и другие «ненасыщающие напитки» можно принимать без ограничений).
Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса.
Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической Церкви, определяет Кодекс Канонического Права. Вот выдержки из этого кодекса, касающиеся поста:
Кан. 1249 Все верные Христу, и каждый из них по-своему, в силу Божественного закона обязаны совершать покаяние. Но для того, чтобы все они соединились друг с другом, совместно совершая покаяние, предписываются покаянные дни, когда верные Христу должны особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности, но прежде всего — соблюдая пост и воздержание по нормам нижеследующих канонов.
Кан. 1250 Покаянными днями и периодами во вселенской Церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
Кан. 1251 Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Кан. 1252 Закон воздержания обязателен для тех, кому исполнилось четырнадцать лет, а закон о посте — для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни. Однако пастырям, а также родителям следует позаботиться, чтобы и те, для кого в силу более юного возраста закон поста и воздержания ещё не обязателен, воспитывали в себе подлинное чувство покаяния.
Кан. 1253 Конференция Епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.