23 января 2022 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие фрагменты из Священного Писания.
Проповедь кс Павла Кнурека на Воскресенье Божьего Слова 2022. Тема «Слушать Слова Иисуса»
Понравилась проповедь — расскажи друзьям.
Книга Неемии, глава 8, стихи 2-4a. 5-6. 8-10
В те дни: Принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом подкрепление для вас.
Псалтирь, Псалом 19, стихи 8-10. 15
Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Закон Господа совершен, *
укрепляет душу;
откровение Господа верно, *
умудряет простых.
Повеления Господа праведны, *
веселят сердце;
заповедь Господа светла, *
просвещает очи.
Страх Господень чист, *
пребывает вовек.
Суды Господни истина, *
все праведны.
Да будут слова уст моих *
и помышление сердца моего
благоугодны пред Тобою, *
Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Первое Послание к Коринфянам, глава 12, стихи 12-30
Братья: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были бы один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки: все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? все ли истолкователи?
Евангелие от Луки, глава 1, стихи 1-4; глава 4, стихи 14-21
Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова; то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен. В то время: Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Комментарий к Святому Писанию Скотта Хана
Значение сегодняшней Литургии Слова тонкое и многослойное.
Чтобы понять, что происходит в сегодняшнем Первом чтении, нам нужен фон.
Вавилон потерпел поражение, и персидский Царь Кир издал указ, что изгнанные иудеи могут вернуться домой в Иерусалим. Они восстановили свой разрушенный храм (см. Езд 6,15-17) и при Неемии закончили отстраивать городские стены (см. Неем 6,15).
Была подготовлена сцена для обновления завета и повторного установления Моисеева Закона как правила жизни народа. Именно это происходит в сегодняшнем Первом чтении, когда Ездра читает и истолковывает Закон (см. Неем 8,8), а народ отвечает громким «Аминь!».
Израиль, как мы поём в сегодняшнем Псалме, заново посвящает себя Богу и Его Закону. Сцена кажется похожей на пророчество, которое Иисус читает в сегодняшнем Евангелии.
Прочтите всю 61 главу Книги Исайи. «Радость», которую приносит Исайя, включает в себя эти обещания: освобождение пленных (61,1), восстановление Израиля, или Сиона (61,3-4; см. также 60,10), возрождение Израиля как царства священников (61,6; Исх 19,6) и установление вечного завета (61,8; Ис 55,3). Это очень похоже на Первое чтение.
Иисус, в Свою очередь, провозглашает, что пророчество Исайи исполнилось в Нём. Евангельская сцена также напоминает Первое чтение. Как Ездра, Иисус предстаёт перед народом, берёт свиток, разворачивает Его, затем читает и истолковывает (ср. Лк 4,16-17.21 и Неем 8,2-6.8-10).
Ездра начал читать на рассвете первого дня иудейского нового года (см. Лев 23,24). Иисус также провозглашает «покой», великий год Юбилея, освобождение от рабства греху, прощение наших долгов Богу (см. Лев 25,10).
Народ приветствовал Ездру, «как один человек». И, как учит сегодняшний отрывок из Первого послания к коринфянам, в Святом Духе новый народ Божий – Церковь – становится «одним телом» с Ним.
Скотт Хан, доктор богословия.
Видео о празднике Три короля (Богоявление)
Рекомендуем читать