Торжество Господнего Богоявления принадлежит к древнейшим и наибольшим праздникам церковного года. Отдельного внимания заслуживает название, история и откровение таинства Пресвятой Троицы.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Трех Королей
Что означает «Богоявление»
Праздник Господнего Богоявления в первых веках христианства считался сборным, так как касался нескольких событий из жизни Иисуса Христа, свидетельствующих о божественности Спасителя, а именно: Его Рождества, поклонения мудрецов, Крещения, чуда в Кане Галилейской и чудесного умножения хлебов. Поэтому и название «Богоявление» надо понимать во множественном числе, потому что оно означает торжество святых Богоявлений.
В древности на праздник Богоявления происходило торжественное крещение оглашенных, которое называли также светом или просвещением, а оглашенные назывались просвещенными. Отсюда и торжество Богоявления называлось просвещением, потому что Иисус пришел, чтобы всех просветить. «Народ, сидящий во тьме, – читаем в святом Евангелии, – увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф. 4, 16). Некоторые авторы придерживаются мнения, что это торжество еще и потому называлось праздником света, что во время крещения оглашенных Божий храм освещали большим количеством свечей, которые были символом света познания истинного Бога.
Западная Церковь в древности называла Господнее Богоявление днем явления или явлений и в его праздновании возвеличивала следующие события: появление звезды, поклон мудрецов, крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской. Святой Августин († 430) в своей проповеди на Богоявление говорит: «Сегодня мы празднуем таинство Богоявления в мире. Сегодня Бог и на небе в звезде дал вестника о своем Рождестве, и крещением в Иордане освятил воды для обновления человеческого рода, и в Кане Галилейской на свадьбе сменил воду в вино, и пятью хлебами насытил пять тысяч людей».
Праздник Богоявления на Востоке
В конце II или в начале III в. Богоявление начала отмечать Восточная Церковь. О нем упоминает в своих произведениях святой Климент Александрийский († 215). В Апостольских постановлениях, произведении IV века, об этом торжестве сказано: «Пусть празднуют праздник Богоявления, в тот день явилось Христово божество, о котором свидетельствует Отец при крещении и Святой Дух в виде голубя, указывая на Христа». О событии Богоявления в III веке говорят в богослужениях святой Ипполит Римский († κ. 235) и святой Григорий, Неокесарийский Чудотворец († 270), а в IV в. на этот праздник святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоустый, святой Григорий Нисский, святой Августин и другие Отцы Церкви написали духовные науки.
В истории празднования Господнего Богоявления на Востоке можно различить три периода. В первом периоде в течение III в. торжество включает в себя Христово Рождество, Крещение, поклонение мудрецов и чудо в Кане Галилейской. Во втором периоде – IV век – среди упомянутых событий Рождество Сына Божьего занимает первое место. В третьем периоде, конец IV века, праздник Рождества Христова и поклонение волхвов отделяют от Богоявления и переносят на 25 декабря. 6 января становится только днем праздника Христова Крещения. Праздник Богоявления при императоре Феодосии Младшем († 450) становится государственным.
Когда начали отмечать праздник Три Короля на Западе
Торжество Богоявления с Востока переходит на Запад. Календарь Филокала 354 года еще не содержит праздника Богоявления. В 361 году его уже отмечают в Галлии, нынешней Франции, в 383 году – в Северной Италии, затем в Испании, при святом Августине – в Северной Африке и около 400 года – в Риме.
Святые Отцы и проповедники Западной Церкви, а именно Павлин из Ноли, Хризолог из Равенны и Исидор Севильский на Богоявление все больше делают акцент на поклонении мудрецов. Со временем на Западе 6 января становится праздником Трех Царей, а память Христова Крещения переходит на 13 января.
Во время литургической реформы, инициированной Вторым Ватиканским собором, празднование Крещения Господа в ритуале Римской Мессы было перенесено на воскресенье после Богоявления. Однако было бы неправильно утверждать, что таким образом праздник Крещения в латинском обряде был полностью отделен от торжества Богоявления. В рамках литургического года происходит постепенное развитие его содержания и более глубокое осмысление.
Традиции торжества поклонения волхвов
В Германии, начиная с XV-XVI веков, а теперь и в других странах, также и в Беларуси, в церквях в этот день начали благословлять кадило и мел, которыми верующие помечают двери своего жилища в знак того, что в их доме приняли воплощенного Сына Божьего.
На двери пишут буквы C + M + B, обычно добавляя текущий год. В этом году эта надпись будет выглядеть так: C + M + B + 2021.
Похоже, что три буквы, которыми верующие обозначают двери своих домов 6 января, вовсе не являются инициалами, как многие полагают, имен трех королей (Каспара, Мельхиора и Бальтазара – Caspar, Melchior, Baltasar). В самом начале традиции это была сокращенная запись латинского желания: Christus mansionem benedicat – «Да благословит Христос жилище». Этот обычай, несомненно, относится к Книге Исхода (11, 1 — 13, 16), когда израильтяне пометили двери своих домов кровью пасхального агнца, пытаясь спасти жизни тех, кто находился под крышей здания. Христиане, помечая свои жилища благословенным мелом, также просят у Христа благословения, отдавая свои дома и свою жизнь под Его опеку.
Помечая дверь своего жилища, они также публично исповедуют свою веру, указывая на то, что в этом месте живут последователи Христа.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.