Комментарий к Евангелию на воскресенье 24.01.16 г
Значение сегодняшней Литургии Слова тонкое и многослойное.
Чтобы понять, что происходит в сегодняшнем Первом чтении, нам нужен фон.
Вавилон потерпел поражение, и персидский Царь Кир издал указ, что изгнанные иудеи могут вернуться домой в Иерусалим. Они восстановили свой разрушенный храм (см. Езд 6,15-17) и при Неемии закончили отстраивать городские стены (см. Неем 6,15).
Была подготовлена сцена для обновления завета и повторного установления Моисеева Закона как правила жизни народа. Именно это происходит в сегодняшнем Первом чтении, когда Ездра читает и истолковывает Закон (см. Неем 8,8), а народ отвечает громким «Аминь!».
Израиль, как мы поём в сегодняшнем Псалме, заново посвящает себя Богу и Его Закону. Сцена кажется похожей на пророчество, которое Иисус читает в сегодняшнем Евангелии.
Прочтите всю 61 главу Книги Исайи. «Радость», которую приносит Исайя, включает в себя эти обещания: освобождение пленных (61,1), восстановление Израиля, или Сиона (61,3-4; см. также 60,10), возрождение Израиля как царства священников (61,6; Исх 19,6) и установление вечного завета (61,8; Ис 55,3). Это очень похоже на Первое чтение.
Иисус, в Свою очередь, провозглашает, что пророчество Исайи исполнилось в Нём. Евангельская сцена также напоминает Первое чтение. Как Ездра, Иисус предстаёт перед народом, берёт свиток, разворачивает Его, затем читает и истолковывает (ср. Лк 4,16-17.21 и Неем 8,2-6.8-10).
В сегодняшней Литургии Слова мы становимся свидетелями сотворения нового народа Божьего. Ездра начал читать на рассвете первого дня иудейского нового года (см. Лев 23,24). Иисус также провозглашает «покой», великий год Юбилея, освобождение от рабства греху, прощение наших долгов Богу (см. Лев 25,10).
Народ приветствовал Ездру, «как один человек». И, как учит сегодняшний отрывок из Первого послания к коринфянам, в Святом Духе новый народ Божий – Церковь – становится «одним телом» с Ним.
Скотт Хан, доктор богословия.