Основанная на историческом материале картина режиссёра Терренса Малика «Тайная жизнь», над которой он работал очень долго, вышла на экраны в 2019 г. Режиссёра так поразила история внутренней свободы человека, не поступившегося ею даже перед лицом смерти, что Малик, не отступая от реальной биографии, создал фильм именно об этой свободе — естественной и непреложной, как сама природа. Об отрешенности от конъюнктуры и угодливых конъюнктурщиков. О верности раз и навсегда выбранным принципам жизни.
Трейлер к фильму «A Hidden Life» («Тайная жизнь»)
Кинолента рассказывает историю австрийца Франца Егерштеттера, во время Второй мировой войны отказавшегося служить в Вермахте. История Франца Егерштеттера — история реальная. Этот фермер из пасторального австрийского захолустья стал единственным в своей деревне, кто осмелился проголосовать против аншлюса. И единственным, кто не захотел брать в руки ружье во славу Третьего Рейха, чего ему, естественно, не простили: ни добродетельные соседи, начавшие крестовый поход против его жены и трех дочерей, ни оторопевшие немцы, отправившие упертого крестьянина за решетку. А в 2007 г. Католическая Церковь причислила Франца к лику блаженных, пытаясь отдать должное его почти незаметному подвигу.
Главный герой, которого играет Аугуст Диль, и его жена Франциска (Валери Пахнер) – люди простые, живущие размеренной жизнью фермеров. У них есть три дочери, хозяйство, маленький, но уютный домик, стоящий в живописном местечке где-то в Альпах. Но самое ценное, что у них есть – чистая искренняя любовь. Не только друг к другу и своим детям, но и к жизни вообще.
Когда начинается Вторая мировая война, и Франца призывают, мужчина отказывается присягать Гитлеру. На одну чашу весов он ставит беспредельную жажду жизни и нежные чувства к своей семье, на другую – высшие моральные ценности.
Картина снята при помощи широкоугольного объектива, в ней много закадрового голоса, потрясающе красивых видов природы (даже – пугающе красивых) и рваного монтажа.
В постановке много поэтичных метафор. Так, например, возделывающие землю крестьяне – олицетворение «работающего» над верой в лучшие человеческие качества Франца, а девственные горы и долины – синоним жизненной силы, которую не в состоянии уничтожить никакая война.
Нацизм воплощает тут людские пороки, неприятие позиции Франца его односельчанами – сложности, с которыми сталкивается любой человек на своём пути. Всё глубже погружаясь в историю, ординарное постепенно превращается в сложноустроенное, а казавшиеся очевидными постулаты и выводы проходят жесточайшую проверку на прочность.
Тихая деревушка Санкт-Радегунд, в котором живёт протагонист, выглядит настоящим раем на охваченной адским пламенем Земле. Документальные кадры войны, а также письма, которые посылали друг другу разделённые сотнями километров и общим несчастьем муж и жена, прибавляют истории правдоподобия.
Гротескные немцы немного выбиваются из общей атмосферы произведения, но всё же не слишком сильно отвлекают от объёмного героя. Он отчаянно любит, страдает, мучается и делает итоговый выбор – одновременно страшный и изящный.
Визуальный ряд фильма отлично дополняет восхитительная музыка Джеймса Ньютона Ховарда. Прославленный композитор, написавший партитуры к «Повелителю приливов», «Кинг Конгу» и «Тёмному рыцарю» (в компании с Хансом Циммером) создал проникновенные мелодии, идеально подходящие картине Малика.
«Тайная жизнь» – медитативное путешествие в глубины человеческого сознания, бесконечно прекрасное и поэтичное кино о вере и сомнениях, смирении и столкновении эгоизма и альтруизма, равнодушия и эмпатии. Все эти состояния души – неотъемлемая часть жизни каждого человека. В своём десятом полнометражном ленте Терренс Малик убедительно это доказал.
По материалам www.rg.ru, www.timeout.ru и независимого журнала о кино «25-й кадр» (http://25-k.com/page-id-5561.html) подготовил отец Змицер Чарнель, CSsR.