Река, протекающая сквозь густые джунгли, несет замученного иезуитского священника, привязанного к грубо сколоченному кресту. Распятие проносится через скалистые стремнины и в один момент, полный ужаса и завораживающей красоты, обрушивается вниз с 70-метровой высоты и исчезает в рокочущем водопаде.
Трейлер к фильму «Миссия» («The Mission»)
Этой сценой открывается один из самых зрелищных видеофильмов в истории кино, о человеке со шпагой и человеке в капюшоне, объединившихся, чтобы защитить индейское племя от колониальных империй XVIII-го века, фильм «Миссия» (1986) (The Mission). Католическая Церковь начинает процесс защиты прав коренного населения, а орден иезуитов даже создает свое государство в государстве на территории Парагвая, где индейцы всегда могли получить защиту.
Действие ленты происходит в середине XVIII века на американском континенте, где местные представители ордена иезуитов во главе с героем Джереми Айронса изо всех сил пытаются изменить этот мир в лучшую сторону, помогая индейцам найти путь к Богу, в том числе и через развитие сельского хозяйства. Высшие европейские чины явно разозлены тем, что необразованные и «дикообразные» племена местных жителей живут процветая.
Основной конфликт фильма видится в противостоянии религии и «Века Просвещения». Священники-иезуиты являются носителями гуманистических идей, в то время как проникнутые духом просвещения и атеизма вице-короли, да и сам папский посланник, цинично преследуют либо политические, либо личные интересы, принося в жертву сотни человеческих жизней. Это кино – хорошая метафора того, к чему приводит отрицание веры и традиций, будь это далекий XVIII век или недавний XX.
Красивый, жестокий и лаконичный фильм поражает не только зрелищностью природы, дивной музыкой Эннио Морриконе, мастерской игрой актёров, но и ёмким сюжетом, в котором нет ни одной лишней сцены. Главные герои – священник-иезуит Габриэль и охотник за индейцами Мендоса – в начале картины предельно контрастны друг другу. Первый пытается создать христианскую общину индейцев, а второй их ловит и продаёт в рабство.
Роберт Де Ниро в фильме играет испанского кабальеро конкистадора: гордого, жестокого, для которого честь превыше всего. Его герой совершает путь от беспощадного убийцы до монаха ордена иезуитов. И происходит это благодаря раскаянию в своих поступках. Особо впечатляет сцена прощения, когда индейцы, которых он беспощадно убивал, вместо того, чтобы поступить с ним так же, принимают его как брата. А герой Де Ниро, видя это, плачет, но это слезы освобождения, раскаяния.
В ленте мало диалогов, порою сцены общения главных героев и индейцев на их языке не переводятся, что идёт фильму только на пользу, добавляет колорит и атмосферности. Сюжетом раскрыто много человеческих качеств, но отдельно стоит важность самопожертвования, человеческого благородства (и напротив – низости), смирения и любви к Господу.
«Миссия» – великолепный пример достойнейшего кино о религии, которое придется по нраву и неверующим. Самое главное, что картина обнажает истинное нутро человека, пронизанное ядовитой жестокостью, язвительной безразличностью и зверской настроенностью по отношению к другим представителям человечества. Взгляд одного из героев фильма в сцене после титров, направленный на зрителя, выражает степень падения человека и его беспомощность в борьбе с самим собой и со всеми вещами, которые, если им следовать, приведут каждого человека на путь исцеления.
По материалам www.kinopoisk.ru подготовил отец Змицер Чарнель, CSsR.