Комментарий к Евангелию на праздник Крещения Господне 10.01.16 г
- Ис 42, 1-4. 6-7
- Деян 10, 34-38
- Лк 3, 15-16. 21-22
Книга пророка Исаии, Глава 42, стихи 1-4. 6-7
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
Деяния Святых Апостолов, Глава 10, стихи 34-38
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 15-16. 21-22
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Комментарии Скотта Хана к Святому Писанию на 10.01.16 г.
Литургия торжества Богоявления открыла нам тайну Божьего замысла, согласно которому в Иисусе все народы, символизируемые волхвами, сделались «сонаследниками» благословений, обещанных Израилю. Литургия этого воскресенья показывает нам, как мы обретаем это наше наследство.
Иисус подвергает Себя Иоаннову крещению не как грешник, который нуждается в очищении. Он унижается и проходит через воды Иордана, чтобы возглавить новый «исход» – открытие обетованной земли небес, дабы все народы смогли услышать слова, произнесённые над Иисусом сегодня – слова, некогда отведённые только для Израиля и его царя: что каждый из нас является возлюбленным сыном или дочерью Бога (см. Быт 22,2; Исх 4,22; Пс 2,7).
Иисус – избранный Слуга, о Котором говорят пророчества Исайи в сегодняшнем Первом чтении, помазанным Духом, чтобы восстановить на земле порядок и справедливость. Бог изливает Своего Духа на Иисуса, дабы соделать Его «заветом для народа», освободителем узников, светом для всех людей. Иисус, как говорит нам Второе чтение, является Тем, Кого так долго ожидал Израиль, помазанным «Духом Святым и силою».
Слово Мессия означает «помазанный» Божьим Духом. Царь Давид был «помазанником Бога Иаковлева» (см. 2 Цар 23,1-7, Пс 17,51; 131, 10.17). Пророки учили Израиль ожидать царскую отрасль Давида, на которой почит Дух (см. Ис 11,1-2; Дан 9,25).
Вот почему толпы людей так обеспокоены в начале сегодняшнего Евангелия. Но они ожидают не Иоанна. Бог подтверждает Своим голосом то, что Ангел до этого возвестил Марии: Иисус есть Сын Бога Всевышнего, пришедший, чтобы занять престол Давида навеки (см. Лк 1,32-33).
В Крещении, которое Он приносит, голос Божий будет носиться над водой как огненное пламя, как мы поём в сегодняшнем псалме. Он освятил воды, соделал их путём к исцелению и освобождению – источником нового рождения и вечной жизни.
Скотт Хан, доктор богословия.