Евангельское событие Крещения Господня упоминается всеми евангелистами (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34). Проповедуя приближение Царства Божия и необходимость покаяния (Мф 3, 1-2), Иоанн совершал над кающимися грешниками обряд крещения (погружения в воду) для прощения грехов (Мк 1, 4). Подобные обряды существовали в иудаизме и до Иоанна, например, ритуальное омовение прозелитов (язычников, принимавших иудейскую веру); вступление в некоторые религиозные общины, к примеру, Кумранскую, также сопровождалось обрядом погружения в воду.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Крещение Господне
Когда Иисус пришел креститься, Иоанн колебался, должен ли он крестить Христа, так как Тот не имел нужды в покаянии, будучи безгрешным (Мф 3,13-15). При крещении на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя, а глас Бога Отца возвестил с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 10-11). Крещение Господне открыло период общественного служения Мессии.
Сын Божий, не нуждаясь в покаянии и очищении, принял крещение в знак приобщения к участи грешного человечества: его грехи Иисус искупит Своей смертью, которую Он Сам называл «крещением» (сравните Мк 10, 38; Лк 12, 50). В крещении Христос явил Себя «Агнцем Божьим, берущим на себя грех мира» (сравните Ин 1, 29). Оно было знаком принятия Спасителем миссии страждущего слуги Божьего, предвозвещенной в книге пророка Исаии (глава 53). Эту миссию благословил Бог Отец, а Святой Дух помазал Иисуса на служение: таким образом, в Крещении Иисус явлен как Помазанник (Христос) и Сын Божий.
Крещение Господне — символический прообраз таинства крещения, вводящего человека в Церковь, но по своему богословскому содержанию оно отличается от таинства крещения: Крещение Господне, как и каждый осуществленный Иоанном обряд крещения, был знаком покаяния и очищения. В таинстве же крещения принимающий его, уподобляясь смерти и воскресению Иисуса, реально умирает для греха и получает новую жизнь сына Божьего силой Святого Духа. Таинство крещения было установлено Христом не в момент Крещения Господня, а после воскресения, когда Он, отправляя апостолов на проповедь, повелел им крестить все народы во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф 28, 19; сравните Мк 16, 15-16). Новый Завет отчетливо проводит различие между крещением Иоанна и апостольским крещением (Деян 1, 5; 18, 25; 19, 1-5).
История праздника Крещения
Церковный праздник Крещения Господня впервые упоминается на рубеже II-III веков у Климента Александрийского. К концу IV века этот праздник приобрел широкое распространение на Востоке с закреплением даты празднования 6 января, а в середине IV века распространился на Западе; часто он назывался Богоявлением. Тогда же некоторые Церкви Востока заимствовали с Запада праздник Рождества Христова, который стал праздноваться в один день с Крещением (это оправдывалось буквальным толкованием Лк 3, 23, согласно которому Иисус начал Свое служение в день тридцатилетия); однако с VI века Рождество Христово закрепилось как самостоятельный праздник (25 декабря) в большинстве Церквей. Одновременное празднование Рождества и Крещения 6 января практикуется по сей день в Армянской Апостольской Церкви.
В византийском обряде Крещение входит в число двунадесятых праздников, причем оно сохранило следы единого с Рождеством Христовым празднования, прежде всего в своей литургической структуре. Наиболее яркая особенность Крещения Господня в византийском обряде — обряд великого водоосвящения, сложившийся к Х веку в Константинополе. Великое водоосвящение, которое со временем нередко стало совершаться на естественных водоемах, вошло в число наиболее популярных обычаев на христианском Востоке.
На Западе в период раннего Средневековья Крещение Господне перестало быть самостоятельным праздником, слившись в единое празднование 6 января трех евангельских событий под общим названием Богоявления:
- явления Вифлеемской звезды и поклонения волхвов Богомладенцу;
- крещения Иисуса в Иордане;
- первого чуда, совершенного Христом в Кане Галилейской.
В отдельных регионах Западной Европы в этот день совершался чин водоосвящения, заимствованный из Византии. Однако со временем литургическое воспоминание Крещения практически исчезло на Западе.
В результате реформы литургического календаря после II Ватиканского собора Крещение стало в Католической Церкви латинского обряда самостоятельным праздником: оно отмечается в первое воскресенье после Богоявления, завершая собой Рождественское время литургического года (в случаях, когда празднование Богоявления по пастырским соображениям переносится на воскресенье после 6 января, Крещение празднуется на следующий день).
Источник: www.ркэ.рус/page/2184
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.