20 марта 2022 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие фрагменты из Святого Писания.
Проповедь кс Павла Кнурека на 3-е воскресенье Пасхального поста 2022. Тема «Приносить плоды»
Понравилась проповедь — расскажи друзьям.
Книга Исхода, глава 3, стихи 1-8a. 13-15
В те дни: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню, и пришёл к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование о Мне из рода в род.
Псалтирь, Псалом 103, стихи 1–4. 6–8 и 11
Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.
Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои, *
исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, *
венчает тебя милостью и щедротами;
Господь творит правду *
и суд всем обиженным.
Он показал пути Свои Моисею, *
сынам Израилевым — дела Свои.
Щедр и милостив Господь, *
долготерпелив и многомилостив.
Ибо, как высоко небо над землёю, *
так велика милость Господа к боящимся Его.
Первое послание к Коринфянам, глава 10, стихи 1-6. 10-12
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 1-9
В это время пришли некоторые и рассказали Иисусу о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её».
Комментарий к Священному Писанию Скотта Хана
В Церкви мы становимся детьми Бога Авраама, Исаака и Иакова – Бога, Который открывает Своё имя и Свои пути Моисею в первом чтении.
Помня о Своём завете с Авраамом (см. Исх 2,24), Бог пришёл спасти Свой народ от египетских угнетателей. Верный тому же завету (см. Лк 1,54-55.72-72), Он послал Иисуса, чтобы Он искупил жизнь каждого человека от смерти, как говорит нам сегодняшний псалом.
Павел говорит в сегодняшнем отрывке Послания к коринфянам, что спасительные деяния в Книге Исхода были записаны для Церкви как прелюдия и прообраз нашего собственного Крещения в воде, нашего освобождения от греха, нашего питания духовной пищей и питием.
Тем не менее, события Исхода были также даны как «предостережение»: сам факт того, что мы являемся детьми Авраама, не гарантирует, что мы попадём в обетованную землю нашего спасения.
Иисус призывает нас сегодня к покаянию – не к одноразовому изменению сердца, а к непрерывному, ежедневному преображению нашей жизни. Мы призваны жить той жизнью, о которой поём в сегодняшнем псалме – благословлять Его святое имя, благодарить за Его доброту и милосердие.
Смоковница в Его притче – это знакомый ветхозаветный символ Израиля (см. Иер 8,3; 24,1-10). Как смоковнице даётся один последний год для принесения плодов, прежде чем она будет срублена, так Иисус даёт Израилю один последний шанс принести благие плоды как доказательство его покаяния (см. Лк 3,8).
Пост должен быть для нас временем отсрочки, дарованным смоковнице, периодом, когда мы позволяем «садовнику», Христу, обрабатывать наши сердца, выкапывать то, что заглушает в нас божественную жизнь, укреплять нас, чтобы мы приносили вечные плоды.
Скотт Хан, доктор богословия.
Конференция епископа Олега Буткевича «Может ли свобода быть абсолютной?»
Рекомендуем читать