Святой Афанасий Великий († 373) в своей проповеди называет Благовещение первым среди праздников, потому что оно начинает спасение человеческого рода. Основа этого торжества – это радостное событие Благовещения, записанная у святого Луки (1, 26-28). Благовещение дает начало целому ряду великих таинств из жизни Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о празднике Благовещение
Важность таинства Благовещения
Таинство Благовещения имеет чрезвычайно большое значение, поскольку с него начинается Новый Завет, начинается наше спасение. Благую весть архангела Гавриила о воплощении Сына Божия человечество ожидало долгие-долгие тысячелетия. На эту благую весть ожидали Небеса, ожидала земля, ожидали души праведных в аду. В этот день исполнилась Божье обетование послать Спасителя, потому что в этот день «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14).
В проповеди на Благовещение, которую приписывают святому Иоанну Златоустому, читаем: «Гавриил был послан объявить всемирное спасение. Гавриил был послан принести Адаму обетование о возвращении из неволи. Гавриил был послан к Деве, чтобы нечесть женского пола пременить в честь. Гавриил был послан, чтобы чистому Жениху приготовить достойную свадебную светлицу. Гавриил был послан, чтобы творение обручить с Творцом. Гавриил был послан к живой палате Царя ангелов. Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но хранимой для Сына. Был послан бестелесный слуга к чистой Деве. Был послан свободный от греха к изъятой из-под тления. Был послан светильник, чтобы указать на Солнце правды. Был послан рассвет, бегущий перед светом дня. Был послан Гавриил, указующий на Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери. Был послан Гавриил, объявляя Того, кто находится на престоле и в вертепе».
С минутой Благовещения ангела Божий Сын начинает первые минуты Божьей земной жизни в девственном лоне Пречистой Девы Марии. На фоне этого торжества ясно выступают ее привилегии Богоматеринства и девства.
История праздника
Празднование Благовещения началось в Восточной Церкви в конце IV или в начале V в. Император Маврикий (582-602) делает этот праздник обязательным во всей стране. В первые века этот праздник считался Господским как на Востоке, так и на Западе. На это указывают его первоначальные названия: Христово Зачатие, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение, Благовещение ангела Марии, День Поздравления, День или праздник Благовещения. Только в VII в. устанавливается сегодняшнее название для всей Восточной Церкви: Благовещение Пресвятой Богородицы, а само торжество относится к Богородичным.
Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом «историзации» евангельских празднований в календаре Церкви: так как праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Мессии), был выбран день, на девять месяцев предваряющий этому событию. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; её установление даты с представлением, что смерть Иисуса Христа произошла 25 марта, и что Его земная жизнь должна была включать целое число лет. При этом существовало старинное благоговейное предание, что 25 марта состоялось сотворение мира, воплощение Сына Божия и Его смерть на кресте. Александрийская Пасхальная хроника с 624 года и Константинопольская Пасхальная хроника с начала VII в. определяют дату праздника Благовещения – 25 марта.
День Благовещения с Востока приходит на Запад где-то между 660 и 680 годами. Этот праздник появился в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. Как на Востоке, так и здесь он сначала считался Господским и имел разные названия: Господне Благовещение, Христово Благовещение, Зачатие Христа, Праздник воплощения, Благовещение ангела Пресвятой Деве Марии, Благовещение Святой Марии о Зачатии. Собор в Толедо 656 года говорит о Благовещении 25 марта, но переносит его на 18 декабря. Причиной этого было то, что древний обычай не позволял отмечать праздники во время Великого поста, а также и то, что торжество Благовещения было по смыслу ближе к Рождеству Христову, чем к Его смерти и воскресению. Только в XI в. все Церкви на Западе снова начали праздновать Благовещение 25 марта. Армяне отмечают Благовещение 7 апреля, поскольку они празднуют Христово Рождество и Богоявление вместе в один день – 6 января. Событие Благовещения является излюбленной темой в иконографии.

Какого числа празднуется Католическое Благовещение
В латинском обряде Благовещение сегодня отмечается в ранге торжества, а в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам; празднование совершается 25 марта, однако в современные литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник второй недели Пасхи. В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.