Чуть больше столетия назад произошел переломный момент в развитии католицизма в Беларуси – в декабре 1918 года Евангелие впервые зазвучало на белорусском языке в Минском кафедральном костёле. Первое официальное богослужение провели епископ Зигмунд Лозинский и монах-марианин Фабиан Абрантович. С тех пор белорусский язык стал постепенно входить в религиозную жизнь страны. Зигмунд Лозинский изменил отношение к Костёлу в Беларуси, приблизив его к обычным людям. Вместе со своими единомышленниками он начал формировать Католическую Церковь Беларуси.
Детство
Зигмунд Лозинский родился 5 июня 1870 года в Боратине около Новогрудка (ныне деревня Кореличского района Гродненской области) в дворянской семье Владислава Альберта Любич-Лозинского и Людвики Марии из рода Чечот. Семья была дружной и большой. После Зигмунда родились еще пять братьев – Вацлав, Богдан, Кароль, близнецы Станислав и Констанция – и сестра Мария.
Мальчик рос в любви своих родных, в духе благочестия, в атмосфере творчества, где особенно приветствовались музыка и живопись. Его отец был инженером, писателем, судьей гмины четырех созывов, домашним композитором, управляющим недвижимостью, охотником, а мама хорошо играла на пианино и пела, вкусно готовила и даже стреляла из двустволки. Но больше, чем различные искусства, верховую езду, чтение книг и детские развлечения, Зигмунд любил литургические обряды. В детстве во время игры в «Сейм в давней Польше» он представлял себя епископом.
Беззаботное детство прошло быстро, после получения начального образования на дому пришло время досконально постигать естественные науки. В 1880 году Зигмунд начал учебу с гуманитарным уклоном в V Государственной городской гимназии в Варшаве, где сразу же проявились его замечательные способности. Мальчик прилежно учился, отдавая предпочтение религиоведению, математике, истории, географии, польскому, немецкому и французскому языкам. При этом в кругу сверстников он проявлял сильный характер, искренность и нетерпение к любой неправде.
1881 год стал для Зигмунда особенным: они с братом Вацлавом приступили к Первому причастию, а от своего дяди, священника Виталия Чечота, он получил иконку с надписью: «Зигмунд! Соблюдай верность тому, что пообещал Господу Иисусу в день Первого Святого Причастия». Это событие так тронуло детское сердце, что Зигмунд отмечал его каждый год.
В семинарии
Судьба сложилась так, что будущий епископ продолжил учебу в Санкт-Петербурге при духовной семинарии, где преподавал его дядя и духовный опекун – священник Виталий Чечот. На протяжении четырёх лет, будучи старшеклассником, Зигмунд добровольно жил по расписанию семинаристов, проводя много времени в их окружении. Он закончил учебу с золотой медалью, отец посоветовал ему поступать в университет, но молодой человек выбрал Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
Церемония облачения – первый шаг в жизни семинариста на пути к священству – прошла в 1889 году и пришлась на 8 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Зигмунд успешно совмещал учебу с изданием еженедельника «Семинарийный огляд» и помогал своим друзьям в учебе. А через 2 года, оставаясь семинаристом, юноша стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии.
Годы священничества
В 1891 году Зигмунд окончил Высшую духовную семинарию со степенью магистра богословия. 23 июня 1895 года был рукоположен в священники. За год до принятия таинства священства он написал: «Господь, я готов идти, куда ты скажешь. Когда Ты даешь мне выбор, я выбираю Твой крест. Веди меня, Господи, и дай мне больше мужества, научи меня следовать Твоему кресту». Впереди его ждал трудный духовный путь, отмеченный множеством испытаний. Но Зигмунд Лозинский никогда не изменил голосу призвания. Он оставался храбрым и спокойным при любых обстоятельствах, сдержанным и скромным в жизни, рассудительным и справедливым в отношениях с другими людьми, добрым и любящим в священстве.
Санкт-Петербург не отпускал молодого священника. С 1895 года Зигмунд Лозинский работал преподавателем библеистики и гомилетики в Петербургской высшей духовной семинарии, а также в одной из городских гимназий. Однажды он заступился за своего брата в остром религиозном споре, за что 17 ноября 1898 года получил от царского правительства полтора года заключения в Аглонском дисциплинарном монастыре в Латвии, откуда был освобожден в 1900 году. После освобождения священник работал викарием в Смоленске, Туле и Риге. Туда родственники присылали ему еду и сладости, а он раздавал все детям и молодежи вовремя катехизации. Это еще одна отличительная черта Зигмунда Лозинского – он ничего не жаждал для себя и делился последним со своим ближним.
С 1904 года стал администратором филиального костёла Вознесения Святого Креста в Минске, а с апреля 1905 года – настоятелем кафедрального костёла в Минске. В 1906 году Лозинский возобновил преподавание библейских дисциплин и иврита в Санкт-Петербургской высшей духовной семинарии. Здесь он редактировал журнал «Костёльный вестник», навещал с пастырским визитом католиков Сибири. Вскоре, чтобы углубить свои познания в Священном Писании, отправился учиться в Мюнхен, Германию, и Инсбрук, Австрию, а с 1912 по 1913 год – в Рим, в Папский библейский институт. Многое дала священнику поездка в Иерусалим. Ему также пришлось около двух лет служить капелланом в лагере для интернированных граждан Германии и Австро-Венгрии.
Первая мировая война застала ксендза Зигмунда в России. После падения царского режима положение Католического Костёла в России улучшилось. Святой Отец Бенедикт XV восстановил Минскую епархию и 2 ноября 1917 года назначил ее архипастырем Зигмунда Лозинского.
Епископское служение
28 июля 1918 года в Варшавском кафедральном соборе ксендз Зигмунд Лозинский был рукоположен в сан епископа. Главным консекратором был архиепископ Александр Каковский. В торжествах также принял участие Апостольский нунций в Польше архиепископ Акилле Ратти, который вскоре стал Папой Пием XI. 15 августа 1918 года имел место торжественный ингресс молодого епископа в минский собор.
В начале епископского служения Зигмунда Лозинского в Минской епархии было всего 9 деканатов, в том числе 47 приходов с 19 филиалами. В первые месяцы была организована новая курия и начали формироваться структуры Высшей духовной семинарии в Минске. Не хватало костёлов, многие из которых отняли власти в царские времена и преобразовали в православные церкви.
6 декабря того же года во время Мессы, которую возглавил сам епископ, хор под руководством ректора духовной семинарии монаха-марианина Фабиана Абрантовича начал петь религиозные песни на белорусском языке. Часть прихожанок – польки по самоопределению, пытались заглушить их пением на польском, но тщетно. А после епископ Зигмунд прочитал Евангелие на белорусском языке и обратился с проповедью по-белорусски – страстно, от души. Лозинский создал прецедент, после которого белорусские службы, чтения Евангелия на белорусском языке и белорусские проповеди стали легальными, регулярными и привычными в костёльной практике. В Минске при епископе Лозинском их проводили каждый день.
В декабре 1918 года, с приходом Красной Армии в Минск, епископ Лозинский пять месяцев скрывался от ареста в лесу, не оставляя при этом служения и управления епархией, за что большевики объявили большую награду за его голову. В августе 1919 года, с приходом польских войск в Минск, он вернулся в город и продолжил службу. По возвращении Красной Армии молодой епископ отказался подписать декларацию о признании советской власти, заявив, что будет бороться с коммунизмом, который принес безбожие и беззаконие, за что был арестован 1 августа 1920 года по обвинению в «контрреволюции». Спустя 10 дней под давлением местных католиков он был освобожден. 4 сентября 1920 года епископ Лозинский был снова арестован, заключен в Минскую тюрьму, затем переведен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Находясь в заключении, священник не сдавался и писал религиозные тексты. Спустя 11 месяцев Зигмунд Лозинский освобожден по Рижскому договору. Он прибыл в Польшу, где в 1921 году получил от правительства Орден Белого Орла и Крест Мужества. Зигмунд Лозинский очень хотел вернуться в Минск и страдал от того, что это невозможно. Доминиканский монастырь в Новогрудке стал новым центром епархии. Там епископ собрал священнослужителей со всей епархии и направил их в семинарии в Кельце и Влоцлавке в Польше.
28 октября 1925 года Папа Пий XI образовал новую епархию – Пинскую – и включил её в часть Минской епархии, которая в то время вошла в состав Польши. Зигмунд Лозинский стал её первым епископом. В то время он преподавал библейские, математические и гуманитарные науки в Высшей духовной семинарии в Пинске, которую сам основал. Епископ Лозинский самоотверженно поддерживал «Восточный кружок» при Пинской духовной семинарии, был инициатором двух унийных съездов в Пинске, на которых собрались преподаватели многих высших духовных семинарий. Его взгляды на возможность использования белорусского языка в богослужении подвергались резкой критике, а вопрос о расширении религиозной унии не всегда находил понимание в польском обществе и его окружении.
Зигмунд Лозинский много писал и публиковал всю свою жизнь. Он щедро делился знаниями, читал сильные проповеди, писал учебники, статьи и стихи. А благодаря «сверхъестественной и нежной» вере Зигмунда Лозинского в Беларуси начинали широко практиковаться богослужения к Пресвятому Сердцу Иисуса, Божьей Матери и полесскому мученику – св. Андрею Баболе. Кроме того, в знак любви к Деве Марии на территории Пинской духовной семинарии воздвигнута часовня Пресвятой Богородицы.
Зигмунд Лозинский также способствовал тому, что в 1929 году в Новогрудок приехали первые две сестры-назаретанки, представительницы монашеской общины которых до сих служат в этом городе.
Особо следует отметить отношения епископа с семинаристами, для которых он стал примером настоящего пастыря, наделенного «священным огнем рвения» и «невыразимой добротой». Лозинский скромно жил в здании семинарии, искренне интересовался жизнью и заботами будущих священников, любил задушевно поговорить с ними и пошутить, сопровождал их в учебе и на пути призвания.
Для епископа было важно все, что связано с семинаристами: еда, сон, одежда. Он мог дать им свое пальто, помочь перенести вещи или поделиться своей порцией в столовой. Не забывал Зигмунд Лозинский и тех священнослужителей, которые оставались в семинарии на каникулах. Вместе с ними он часто совершал водные прогулки на катере от Пинска до монастыря в Заречьи. Еще одно замечательное начинание епископа – «Братская помощь» беднейшим семинаристам и священникам из малообеспеченных приходов: они выполняли поручения и получали за это материальные вознаграждения.
Болезнь и смерть
Чрезмерный труд и тяжелая судьба, особенно при большевиках, подорвали его здоровье. В начале Великого поста 1932 года епископ Лозинский заболел. Но и тогда он не потерял естественной жизнерадостности. Говорил, что все происходит по воле Божьей, и до последней минуты хотел быть полезным другим: «Я так сильно любил вас и так хотел отдать за вас свою жизнь! Я всегда просил Господа Иисуса послать мне страдания за вас…» Поэтому Зигмунд Лозинский просил молиться не за себя, а за души в чистилище, и обещал: «Я был искренним и преданным другом для всех вас, тем более я буду для вас таковым в вечной жизни». В Великую субботу 26 марта 1932 года после полуночи он в последний раз причастился, а утром принял таинство помазания больных. Его последние слова были из псалма: «Из глубины я звал Тебя, Господи». По его завещанию епископа похоронили без катафалка, как простого монаха. Похоронен в местном кафедральном костёле, где по сей день покоится саркофаг с его телом в специальной часовне. Народное поклонение мощам епископа Лозинского началось сразу после его кончины.
Ближе к концу жизни епископ обратился к верующим со следующими словами: «Моей задачей было привести вас, дети мои, на небо! Я служил вам плохо; ни словом, ни примером я не мог быть лидером, который должен был быть подле вас. Простите мне мои грехи … Но я бесконечно любил вас и стремился отдать за вас всю свою жизнь, и я всегда просил Господа Иисуса позволить мне страдать за Вас и выслужить Костёлу страданиями то, чего не могла сделать моя неудавшаяся служба».
Беатификации и титул Слуги Божьего
Многие из знавших епископа Зигмунда Лозинского были уверены в его святости. Он был человеком большого ума, энциклопедических познаний, эрудитом и полиглотом, говорил на двенадцати языках, отличался хорошими организаторскими способностями, великими жертвами для бедных, христианской страстью к помощи другим и скромностью в личной жизни. Вторая мировая война не позволила начать процесс беатификации сразу после его смерти. Это стало возможным только в 1957 году. Документы собирали в разных городах: в Риме, Варшаве и Пинске. Среди свидетелей – 5 епископов, 25 священников, 13 монахинь и 21 мирянин (в том числе четыре брата епископа). Про него свидетельствовали не только католики, но и православные, а также врач, сделавший ему последнюю операцию. В 1962 году вся документация была отправлена в Рим. В 1993 году Папа Иоанн Павел II подтвердил героические добродетели епископа Зигмунда Лозинского, после чего он считается Слугой Божьим.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.
Рекомендуем читать