27 марта 2022 года согласно литургическому календарю в Католическом Костеле читаются следующие фрагменты из Священного Писания.
Проповедь кс Павла Кнурека на 4-е воскресенье Великого поста 2022 у католиков. Тема «Примирение»
Понравилась проповедь — расскажи друзьям.
Книга Иисуса Навина, глава 5, стихи 9a. 10-12
В те дни: И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских. И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушёные зёрна в самый тот день. А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.
Псалтирь, Псалом 34, стихи 1–7
Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.
Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.
Величайте Господа со мною, *
и превознесём имя Его вместе.
Я взыскал Господа, и Он услышал меня, *
и от всех опасностей моих избавил меня.
Кто обращал взор к Нему, те просвещались, *
и лица их не постыдятся.
Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, *
и спас его от всех бед его.
Второе послание к Коринфянам, глава 5, стихи 17-21
Братья: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.
Евангелие от Луки, глава 15, стихи 1-3. 11-32
Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся».
Комментарий к Евангелию Скотта Хана
В сегодняшнем первом чтении Бог прощает «посрамление» поколений, сетовавших против Него после Исхода. На пороге земли обетованной Израиль может с чистым сердцем праздновать Пасху, праздник Божьего первенца (см. Нав 5,6-7; Исх 4,22; 12,12-13).
Примирению посвящена и история, которую Иисус рассказывает в сегодняшнем Евангелии. История блудного сына – это история Израиля и всего человеческого рода. Но вместе с тем это также история каждого верующего.
В таинстве крещения мы обретаем божественное право первородства, становимся «новой тварью», как говорит св. Павел в сегодняшнем послании. Но когда мы грешим, мы уподобляемся блудному сыну, когда покидаем дом нашего Отца и растрачиваем своё наследство, пытаясь жить без Него.
Потерявшиеся в грехе, мы отрезаем себя от благодати сыновства, изливаемой на нас в крещении. Но мы всё ещё можем прийти в себя и вернуться к Отцу, как это делает блудный сын.
Однако только Он может снять посрамление, восстановить божественное сыновство, которое мы отвергли. Только Он может освободить нас от рабства греху, которое вынуждает нас – как и блудного сына – видеть в Боге не нашего Отца, а господина, которому мы служим как рабы.
Как отец в сегодняшнем Евангелии, Он жаждет назвать каждого из нас Своим сыном, разделить с нами Свою жизнь, сказать нам: «Всё Моё твоё».
Отец по-прежнему обращается со словами тоски и сострадания к Своим блудным детям в таинстве покаяния. Это часть того, что св. Павел называет сегодня «служением примирения», вверенным Иисусом Апостолам и Церкви.
Примирённые, как Израиль, мы занимаем своё место за столом Евхаристии, того пира, который Отец устраивает в честь возвращения Своих потерянных сыновей, новой Пасхи, которую мы празднуем по эту сторону неба. Мы вкушаем, как благ Господь – как поётся в сегодняшнем псалме, – радуясь, что мы, которые были мертвы, снова найдены живыми.
Скотт Хан, доктор богословия.
Мужской розарий в часовне Святого Духа в Гродно
Рекомендуем читать