Содержание
Иоанн Креститель, последний пророк, явившийся миру перед приходом Спасителя, почитается не только во всём христианском мире, но также и последователями ислама.
Когда в католическом календаре
29 августа Церковь отмечает память Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, называемого также Предтечей. Хотя в христианской традиции день почитания святого обычно только один и, как правило, приходится на день смерти, день, когда он, оставляя земную жизнь, рождается для неба, святой Иоанн Предтеча почитается Западной Церковью дважды – в день рождения, 24 июня, и в день смерти, 29 августа, а в Восточной Церкви, кроме этих двух праздников отмечаются ещё день зачатия святого, праздник собора св. Иоанна Крестителя и дни обретения его мощей. И уже это указывает на особую роль этого пророка в священной истории.
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Страстей св Иоанна Крестителя
Евангельские события
О мученической смерти Иоанна Предтечи подробно рассказывается в Евангелии от Марка (6, 14-30). Иоанн Креститель осуждал царя Ирода за то, что тот жил с женой своего родного брата – Иродиадой. Поэтому женщина захотела отомстить Иоанну и таким образом утаить свой позорный поступок. Однажды, когда Ирод праздновал свой день рождения, для него танцевала дочь Иродиады – Саломея. Этот танец очень понравился Ироду, и он пообещал девушке, что выполнит любое ее желание. Девушка, по наущению матери, попросила отсечь Иоанну Крестителю голову. Ирод не отказал, и голова Иоанна была отрублена.
История памятного дня
Согласно преданию, поминать день усекновения главы Предтечи Господня Иоанна начали еще его ученики. Но традиция праздника и его распространение окончательно сформировались в V в. В частности, этот праздник упоминается в армянском переводе Лекционария, который отражает практику иерусалимского богослужения в V в.
Усекновение главы св. Иоанна Крестителя, по преданию, произошло в 32 году после Рождества Христова, и точная дата этого события неизвестна. Хотя евангелисты и упоминают о том, что казнь свершилась во время празднования дня рождения Ирода, это не даёт возможности определить точную дату, так как никаких сведений о времени рождения Ирода Антипы до нас не дошло. Западные литургисты считают, что для воспоминания смерти Иоанна была выбрана дата освящения церкви Иоанна Крестителя в Севастии в Самарии, где ученики погребли его тело.
Согласно одной из распространенных версий 29 августа это событие начали впервые поминать в Александрийской Церкви в противовес празднованию александрийского нового года, начало которого приходилось на этот день. И в Армении память о усекновении главы Предтечи установили в этот же день, поскольку там также он был первым днем новолетия. Таким образом, устанавливая в этом день христианский праздник, Церковь стремилась заменить языческие празднования нового года.
Под именем «Страстей» или «Обезглавливания» праздник был известен в Риме с VI в. и отмечался в тот же день, 29 августа, что и на Востоке. Есть он и в Сакраментарии Гелазия Sacramentarium Gelasianum Vetus, одной из наиболее древних известных сегодня западных литургических книг, датируемых временем не позднее начала VII в.
Судьба останков святого мученика
По преданию, Иродиада закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена Иродового домоправителя Хузы, похоронила голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и похоронили в Севастии, там, где произошло преступление.
В 362 году по приказу императора Юлиана Отступника язычники раскопали могилу Иоанна Крестителя и пытались сжечь его останки, однако христианам удалось выкупить их часть и переправить в Александрию.
Культ Иоанна Крестителя Предтечи
Церковь учит нас, что «…в чаянии спасения, в ожидании нового и вечного Завета, предназначенного всем народам и написанного на сердцах их, пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его измен, спасение, которое будет простираться на все народы» (ККЦ, 64).
Храмы в его имя есть в любой стране мира. Имя пророка, в переводе с древнееврейского обозначающее «Бог благосклонен», стало одним из самых распространённых имён в мире. Своим святым покровителем его считают многие города и страны, в том числе Мальта и Канада, а также монашествующие.
Источник: www.cathmos.ru и www.risu.ua