Для современных христиан мысль о том, что Великий пост является периодом преимущественно покаяния, привычная и понятная. Переживать этот период нам помогают великопостные постановления и нормы, ряд из которых (протяженность постановлений, возрастные ограничения, периоды строгого поста) регулируется Церковью, а некоторые – (конкретные покаянные практики, ограничения, намерения) мы принимаем в соответствии с нашей совестью и возможностями.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о Пепельной среде
Особенности великопостных богослужений
Поддержку на великопостном пути нам предоставляют детали великопостной литургии: фиолетовый цвет одежд, отсутствие гимна «Слава в вышних Богу» и «Аллилуйя», более сдержанный характер песен. Особое литургическое событие – начало Великого поста – по традиции называется Пепельной средой.
Установление Пепельной среды
Обычай начинать Пост в среду – так, чтобы постных дней было именно сорок (сорокадневное пребывание Христа в пустыне, сорокалетнее путешествие народа Божия, число сорок в ветхозаветной традиции было неизменным символом ожидания и очистки) оформился в VIII в., о чём свидетельствует текст Gelasianum Vetus. Тогда же Пепельную среду стали называть «головой Четыредесятницы» – caput quadragesimae.
В Риме начало Великого поста отмечается одной из самых впечатляющих церемоний – папской покаянной процессией.
Обычай сложился в первые века христианской общины Рима в связи с существованием чина кающихся – то есть тех, кто переживал период канонического покаяния за совершенные публично тяжелые грехи. В понедельник после первого воскресенья поста в храме святого Петра в оковах, епископ осуществлял покаянное богослужение (statio), в котором участвовали кающиеся. Само слово statio было заимствовано христианами из римского военного словаря и означало походный лагерь, стоянку на дороге. Воины в лагере несли караул, терпели лишения и отражали атаки врага; так же и христиане призваны находиться в духовном бдении, сосредоточении и противостоять проискам лукавого.
Нередко термином statio обозначали не только покаянное богослужение, но и сам пост (например, пост еженедельный). Формуляр Мессы в начале Четыредесятницы был целиком посвящен смирению и покаянию; само название места – храм святого Петра в оковах (San Pietro in vincoli) должно было порождать ассоциации с тем, как грех сковывает человека, превращая его в узника. Позже, уже в VII в., в титулярных церквях Рима желающие получить прощение после совершения исповеди вместе с наложением епитимии и определения периода покаяния (чаще всего – до Пасхи) одевались во власяницу, а голову посыпали пеплом. Формулы благословения пепла возникают раньше VIII века; тогда же фиксируются и слова, произнесенные при посыпании головы кающегося: «memеnto, homo, quia pulvis es et in pulverem reverteris» (помни, человек, что ты прах, и в прах обратишься). (В современной литургии в качестве альтернативы древней формулы используются слова «покайтесь и веруйте в Евангелие»).
На развитие покаянных обычаев в Европе большое влияние оказала англо-саксонская литургическая и аскетическая практика. В англо-саксонских церквях кающихся после посыпки пеплом в начале поста в буквальном смысле выгоняли из храма, куда они не имели права войти до Великого четверга. Этот обычай отождествлял состояние покаяния с состоянием Адама, изгнанного из рая. Обречённый скитаться в одиночестве и есть хлеб в поте лица, он также уподоблялся блудному сыну, который был далеко от Дома любящего Отца. Воссоединение их с Церковью предусматривало одевание в новые праздничные одежды и введение в храм с процессией, которая одновременно была и процессией брачного пира, и ходом ангелов на Небеса.
В 1091 году Папа Урбан II (тот самый, который побудил Европу отправиться в крестовый поход), распространил среди мирян обычай посыпать голову пеплом в знак покаяния и советовал участвовать в этой практике и всему духовенству (клирики, в силу преимущества священнического сана, никогда формально не входили в категорию «кающихся»). С этого времени обряд наложения пепла, перенесенный на среду, которая открывала период Четыредесятницы, приобретает общий характер: период покаяния начинался для всех верных и заканчивался в Великий Четверг. Примечательно, что мужчинам насыпали пепел на макушку, а женщинам (которые приходили в храм с покрытой головой) рисовали знак креста на лбу.
В XII в. римским клирикам Папа посыпал голову пеплом в титулярном храме святой Анастасии. Этот храм, расположенный рядом с Большим Цирком, где потерпели мученичество многие христиане в период гонений, известный также тем, что именно там Папа совершал Святую Литургию на Рождество после установления его даты 25 декабря. В начале Великого поста утром в храм святой Анастасии прибывали Папа, кардиналы и епископы; Папа одевался в литургические ризы и занимал место на престоле за алтарем (sedilla post altare), в то время как кардинал-пресвитер благословлял пепел. Затем первый в чине епископ посыпал пеплом голову Папы, а после него – кардиналов, епископов и других представителей духовенства.
На протяжении определенных периодов обряд наложения пепла получил развитие и продолжение в виде покаянной процессии духовенства. После совершения обряда клирики с пением покаянных антифонов поднимались на Авентинский холм, в базилику святой Сабины. При этом Папа, который шел в процессии, проделывал этот путь босиком. В базилике святой Сабины служилась покаянная Месса. Почему местом окончания процессии был выбран именно этот храм, трудно объяснить. Согласно одному из мнений, подъем на холм должен был символизировать путь к высотам духа, который верующие совершали во время Поста. По другой, более прозаичной версии, в базилике святой Сабины Папа задерживался на несколько дней для отдыха и молитвы далеко от его тогдашней резиденции на Латеране.
Традиция папской покаянной процессии достигает расцвета при Папе Григории Великом, но затем постепенно выходит из практики. Ее возрождает в 1590-х гг. Сикст V, который не только активно занимался наведением порядка на улицах Рима, украшением и благоустройством Вечного города, но и отличался вниманием к литургическим обычаям прошлого. На этот раз процессия регулярно совершалась до 1769 г. (понтификат Климента XIII) и была вновь возрождена только Папой Иоанном XXIII в 1963 г.
Процессии в Пепельную среду в наше время
«География» современной процессии Пепельной среды отличается от средневековой: она начинается уже не в храме святой Анастасии, а в храме святого Ансельма на Авентине. Претерпел изменения и состав участников процессии. Поскольку храм святого Ансельма – резиденция аббата – примаса Бенедиктинского ордена, который приветствует Папу за его прибытие в храм, монахи-бенедиктинцы вместе со своим предстоятелем включаются в процессию наряду с кардиналами и епископами.
В базилике святой Сабины расположена генеральная курия Ордена Проповедников, поэтому вторая часть монахов, участников шествия – братья доминиканцы. Путь от святого Ансельма к святой Сабине небольшой, всего несколько сотен метров, что позволяет, однако, прочитать литанию всем святым. По прибытии в храм святой Сабины Папа совершает обряд наложения пепла и Мессу Пепельной среды в присутствии духовенства, монашества и верующих.
Великий пост в Католической церкви начинается в «Пепельную среду». Почему именно Пепельная?
Что этим странным названием хочет сказать каждому христианину Святая Церковь? Дело в том, что еще из книг Ветхого завета нам хорошо известно, что верующие, которые взывают к Богу, находясь в состоянии глубочайшего покаяния, посыпали свою голову пеплом, как символ смирения перед Богом. Пепельная среда задает тон всему Великому посту. Каждый день, на протяжении всего поста, верующие исповедуют свои грехи, смиряют свои сердца, для того, чтобы приблизиться к Богу и быть с Ним. В Костеле в этот день читаются замечательные слова:
«…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». (Мар.1:15)
Не смотря на символизм службы, в ней подчеркивается глубокий смысл покаяния человека перед Богом. Покаяние не должно носить формальный характер, мы совершаем его не по традиции, не только потому, что кто-то сказал, что именно так правильно для христианина, а потому что мы хотим испытать прощение и освобождение от греха, которое дарует Бог. В этот день верующим, пришедшим в Костел, священник наносит пеплом крест на голову, как знак того, что человек раскаивается в своих грехах и, в течение всего Великого поста, будет искать мира с Богом, и особенно трепетно наблюдать за своей духовной жизнью, чтобы грех не вошел в нее.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.
Источник: www.kmc.media