Недавно проведённое в США исследование показало, что многие мужчины-католики готовы углублять свою веру, если священники согласятся активно их евангелизировать
Более сорока лет Новая Евангелизация является одной из главнейших миссий Католической Церкви. К сожалению, она не смогла предотвратить несколько серьёзных негативных тенденций среди верующих в Соединённых Штатах. С 2000 года 14 миллионов католиков оставили свою веру, участие детей в катехизации снизилось на 24 процента, посещаемость католических школ снизилась на 19 процентов, количество крещений младенцев – на 28 процентов, крещения взрослых – на 31 процент, венчаний – на 41 процент. Что-то очень сильно не так в подходе Церкви к Новой Евангелизации.
“The New Emangelization Project” (организация, занимающаяся проблемой евангелизации мужчин) отмечает, что главной причиной падения популярности католической веры в США является серьёзный, постоянно возрастающий «мужской кризис». Огромное количество крещённых мужчин-католиков отошло от веры, а многие из тех, кто остаются католиками, либо не знают свою веру, либо не практикуют её и ничего не делают для того, чтобы передать веру своим детям. Недавно проведённое исследование показало, что большое число молодых мужчин-католиков отходят от веры, становятся людьми «без вероисповедания». Всё новые и новые потери молодых мужчин-католиков окажут разрушительное воздействие на Католическую Церковь в США в последующие десятилетия, поскольку старшие мужчины будут умирать, а молодые не будут оставаться и жениться в Церкви, лишь ускоряя происходящие потери.
Хотя существуют мощные культурные силы вне Церкви (секуляризм, плюрализм, антихристианские предрассудки, радикальный феминизм, порнография и т.д.) и ошибки внутри Церкви, которые поспособствовали «мужскому кризису», согласно проведённым десяткам интервью с выдающимися евангелизаторами мужчин одной из важнейших причин кризиса является то, что епископы и священники ещё не сделали евангелизацию и катехизацию мужчин одной из своих первостепенных задач. Церковь игнорирует мужчин, и они об этом знают.
Чтобы прийти к более глубокому пониманию роли священников в евангелизации и катехизации мужчин, «The New Emangelization Project» осенью 2014 года провёл специальный опрос, в котором приняло участие более 1400 практикующих мужчин-католиков более чем из тысячи приходов в США.
В целом, результаты опроса показывают, что только один из пяти священников взял на себя обязательство активно евангелизировать и катезировать мужчин, но эти священники действительно оказывают сильное влияние на духовную жизнь мужчин. Подавляющее большинство мужчин готовы следовать за своими священниками и на самом деле жаждут, чтобы епископы и священники призывали, учили их и руководили ими.
Приводим семь выводов, возникших из результатов опроса.
Лишь немногие священники активно евангелизируют мужчин, и мужчины этим недовольны
Только одного из пяти священников опрошенные признали высокоэффективным в евангелизации и катехизации мужчин в своих приходах. У большинства священников нет «плана для мужчин», они не собирают мужчин для евангелизации и катехизации и не вовлекают их в какие-то инициативы даже на самом элементарном уровне (например, посещение запланированных мероприятий для мужчин, встреч мужских групп деления и т.д.). Очень немногие священники обращаются к мужчинам в своих проповедях, несмотря на тот факт, что более восьмидесяти процентов мужчин никогда не принимают участие в жизни прихода, ограничиваясь лишь участием в Святой Мессе. Ещё более ограничивая успех евангелизации, лишь очень немногие священники призывают мужчин евангелизировать других мужчин. Мужчины считают, что многие священники поглощены женскими проблемами и боятся евангелизировать конкретно мужчин.
Недостаточная готовность заниматься евангелизацией мужчин, пожалуй, отчасти вызвана тем фактом, что епископы не сделали эту миссию одной из важнейших задач; лишь один из четырёх мужчин считает, что его нынешний епископ или его епархия придают евангелизации мужчин первостепенное значение; девять из десяти полагают, что епархия должна делать гораздо больше для евангелизации и катехизации мужчин. Огромное число самых верных и практикующих мужчин-католиков крайне недовольны тем, как их епархия занимается мужчинами. Это недовольство вносит свой вклад в непрекращающийся массовый уход мужчин из Католической Церкви.
Мужчин нужно призывать стремиться к католической мужественности
Неудивительно, что в мире, который всё больше запутывается в понимании мужественности и католичества, многие мужчины-католики видят необходимость в том, чтобы их учили правде о католической мужественности.
Мужчины жаждут видеть священников, которые ставили бы перед ними вызовы, открывая полноту католической истины и призывая их к благородству и благословению быть убеждённым мужчиной-католиком. Вследствие возникновения радикального феминизма, гомосексуализма и теорий изменчивости пола, а также растущего замешательства в сексуальной сфере и распадения семей, из-за чего многие мужчины остались без отцовского наставничества, мужчины стремятся лучше понять, что значит быть мужчиной-католиком. Церковь всегда была источником небесной закваски в разбитых культурах, и только мужчины-католики могут привести нашу культуру к новой жизни в Иисусе Христе и Его Католической Церкви.
Чрезвычайно важной в передаче веры оказывается ясность представления истины, во всей полноте явленной Христом в Его Католической Церкви, – особенно перед лицом релятивистской культуры, которая отрицает идею «истины». Мужчины жаждут того, чтобы перед ними открывали истину, особенно в отношении сексуальности и последствий греха.
Мужчин нужно учить основам католической веры
Одной из повторяющихся тем проекта «The Emangelization Project» является то, что мужчины не познали самых основных истин веры и, вследствие этого, не живут верой.
Хотя Церковь обладает огромной сокровищницей духовной мудрости, результаты исследования говорят о том, что огромное число мужчин не ищут сложной теологии, а хотят того, чтобы священники более энергично учили их простым основам веры.
Мужчинам также нужно, чтобы священники учили их более глубокому участию в таинствах и более глубокой молитве. Исследование показывает, что многие мужчины-католики не понимают или вообще не приступают к таинствам Евхаристии или примирения, то же самое касается и молитвы в целом. При этом опрошенные отметили, что лишь немногие священники активно помогают мужчинам лучше понимать и практиковать духовную жизнь. Если практикующие мужчины-католики, участвовавшие в опросе, чувствуют потребность в углублении понимания, то насколько же больше это касается большинства мужчин-католиков, равнодушных к своей вере!
Апологетика также является той областью, которая нуждается в большем внимании священников. Исследование показывает, что половина мужчин-католиков не считают, что они могут должным образом объяснить католическую веру другим людям. Лишь 15 процентов опрошенных «совершенно согласны», что их нынешний пастырь учит мужчин «защищать католическую веру с полной верностью Учению Церкви».
Недостаток основательной евангелизации и катехизации мужчин поспособствовал массовому уходу мужчин из Католической Церкви. Опрошенные считают, что мужчин нужно призывать познавать свою веру, чтобы они могли в более полной мере практиковать её и помогать лучше понять её другим людям. Мужчины, которые не понимают своей веры, не останутся в вере.
Отсутствие католической братской общины вредит духовной жизни мужчин
Одним из неожиданных выводов исследования является то, что лишь один из шести глубоко верующих мужчин-католиков, принявших участие в опросе, сказал, что у него в приходе есть знакомые, близкие друзья и братские узы с другими мужчинами.
Несмотря на тот факт, что Новая Евангелизация на протяжении нескольких десятилетий является одной из важнейших задач Церкви, исследование показывает, что только 12 процентов священников видят своей первоочередной задачей призывать мужчин евангелизировать других мужчин, что является ключевым моментом в созидании братства.
Братство играет важное значение, поскольку оно способствует более динамичной жизни верой. Мужчины, которые связаны братскими узами с другими мужчинами в их приходе, больше молятся, более часто приступают к таинствам Евхаристии и исповеди, больше читают Священное Писание, и принимают более активное участие в жизни прихода и душпастырстве мужчин.
Церковь всегда признавала необходимость в братском общении (Деян 2,42), созидая на понимании древнего Израиля, что «железо железо острит, как один человек острит другого» (см. Притч 27,17). Из исследования ясно следует, что братские узы помогают мужчинам возрастать в вере, и что многим мужчинам не хватает католической братской общины.
Мужчины жаждут более глубокого переживания Святой Мессы
После Второго Ватиканского собора произошли существенные перемены в литургии Святой Мессы. Проводились значительные литургические эксперименты, изменилась структура и музыка, участие служителей Евхаристии, появились женщины-министранты. Как отмечалось выше, в этот же период огромное число мужчин отошло от веры.
Исследование подчёркивает тот факт, что многие мужчин считают, что произошла десакрализация Мессы и что многие священники не служат Мессу таким образом, который ведет к углублению веры у мужчин: лишь примерно треть священников, по мнению опрошенных, служат Мессу благочестивым образом, который побуждает мужчин к более глубокому единению со Христом. Также мужчинам кажется, что Святая Месса стала слишком феминизированной, поскольку в литургическом служении задействовано слишком много женщин, литургическая музыка стала более женственной, а в своих проповедях священники не ставят перед мужчинами вызовов и не отвечают на их потребности.
Интервью, проведённые организацией «The New Emangelization Project», показывают, что подавляющее большинство мужчин-католиков не понимают величия и силы таинства Евхаристии и того, как они могут в полной мере участвовать в Святой Месс. Существует огромная потребность в катехизации мужчин на тему Святой Мессы, и мужчины это знают.
Священники, которые в своём пастырском служении уделяют особое внимание мужчинам, оказывают на тех огромное влияние
Священники, которые считают своей первоочередной задачей евангелизацию и катехизацию мужчин (а такие составляют двадцать процентов), способствуют тому, что мужчины начинают намного лучше понимать католическую веру и практиковать её. Священники, которых опрошенные считают высокоэффективными в евангелизации мужчин, оказывают на мужчин огромное влияние: мужчины чаще участвуют в Святой Мессе, больше читают Священное Писание, чаще приступают к исповеди, участвуют в приходских и епархиальных мероприятиях для мужчин, выполняют больше общественной работы, больше и глубже дружат с другими мужчинами в своих приходах.
Очень важно отметить, что участники исследования уже были глубоко верующими католиками. Тем не менее, священники, в своём пастырском служении уделяющие особое внимание мужчинам, оказывают значительное влияние на духовную жизнь мужчин, даже тех из них, кто уже активно практикует свою веру. Было бы логично предположить, что на мужчин, равнодушных к вере, такие священники будут также оказывать очень большое влияние.
Если копнуть ещё глубже, мы увидим, что священники, которых опрошенные оценили как очень успешных в каких-то конкретных темах евангелизации, также оказывали ощутимое влияние на духовную жизнь мужчин. Священникам, которые делают особый акцент на исповеди, удаётся побудить мужчин чаще приступать к этому таинству. Священникам, которые больше рассказывают мужчинам о Святой Мессе, удаётся убедить мужчин чаще приступать к Евхаристии. Священники, которые активно евангелизируют мужчин, призывают и побуждают их евангелизировать других мужчин, добиваются того, что между мужчинами в их приходах возникают более глубокие братские узы.
Если священники приходят на мероприятия для мужчин, их подопечные мужчины тоже на них приходят. Священники, которые лично ведут библейские кружки, собирают больше мужчин. Если священники приходят, приходят и мужчины.
Исследование ясно показывает, что священники, которые сами лично вовлекают своих мужчин-прихожан в евангелизацию и катехизацию, оказывают на них огромное влияние; мужчины больше молятся, более часто приступают к таинствам, между ними возникают более глубокие братские отношения, и они принимают более активное участие в жизни прихода.
Мужчины готовы последовать за священниками, которые поведут их
Мужчины сетуют на недостаток водительства со стороны своих священников. Массовый уход мужчин из Католической Церкви и результаты исследования показывают, что тех усилий, которые священники прилагают на евангелизацию мужчин, катастрофически недостаточно. Мужчины очень хотят общения со своими священниками, особенно те из них, кто уже заинтересован евангелизацией других мужчин; слишком часто мужчины отчаиваются, поскольку не могут получить активной поддержки со стороны своих священников. Мужчины воспринимают некоторых священников как слабых и бесхарактерных, боящихся браться за сложные задания, уверенно и бескомпромиссно представляя католическое учение.
Несмотря на критику, которую часть респондентов высказывают в адрес некоторых священников, многие считают, что большинство священников способны эффективно заниматься мужчинами.
Результаты показывают, что 70-80 процентов священников уже обладают уважением мужчин, и лишь около 20 процентов священников произвели на мужчин негативное впечатление. Эти данные ясно показывают, что многие мужчины очень хотят, чтобы священники вели их, и что если священники займутся этим, мужчины за ними последуют.
Из результатов исследования следует, что значительного успеха в борьбе с «кризисом мужчин» в Католической Церкви можно достичь не посредством вложения больших денежных сумм, а путём изменения мышления епископов и священников относительно важности евангелизации мужчин и готовности предпринять новые решительные действия.
![Фото Мэтью Джеймса Кристоффа](https://msj.by/wp-content/uploads/2018/09/Foto-Metyu-Dzheymsa-Kristoffa-150x150.jpg)
Автор: Мэтью Джеймс Кристофф.
Перевод с английского языка.