Начнем с начала, потому что у «парня» в голове должно быть все упорядочено… Что вообще такое эта «молитва»?! Если ты вспомнишь свои первые уроки катехизиса, на которое ты ходил с меньшим или большим запалом, то, наверное, тебе в голову сразу придет простое определение: «молитва – это разговор с Богом». Это так, но в случае личности, у которой времена Первого Причастия остались далеко позади, стоит это определение немного развернуть… Поэтому мы попробуем представить здесь определенные вопросы, связанные с молитвой, в свете нескольких сомнений, которые порою я слышу из уст «мужиков», младших и старших и которые касаются молитвы или ее нехватки в духовной жизни мужчины… Начнем!
- «Когда я вхожу в храм в будние дни, то я вижу на Мессе одних женщин! Да и в воскресенье ситуация не многим лучше – десять женщин на одного мужчину! И кто мне скажет, что молитва – это мужская вещь?!»
- «Молитва – для девушек, это они любят болтать и болтать… Я не умею, а свои дела я улаживаю быстро и исправно».
- «Молитва мне надоедает, нет в ней ничего интересного! Я предпочитаю что-нибудь сделать… В храме я предпочитаю играть на гитаре, читать или прислуживать на Мессе, а не только сидеть на лавке и молиться».
Как было и как есть…
Для того, чтобы изменить свой подход к молитве и увидеть в себе потребность в ней, недостаточно боевого клича и запала. Здесь дорога трудна и требовательна, поэтому необходима более глубокая подготовка, хорошая тактика, а для начала – понимание и познание «противника». Зачастую мы все еще пребываем в детском понимании молитвы, которое никак не применимо на практике.
Так что на минуту задумаемся над пониманием молитвы в жизни мужчины, который свою веру воспринимает всерьёз… Поставим молитву в соответствующем свете и, чтобы это сделать, заглянем в историю спасения, записанную на страницах Священного Писания. Посмотрим на времена перед рождением Иисуса – на Ветхий Завет, где молитва часто выражалась совершенно иначе по сравнению с розарием, который сегодня читают шепотом, сидя на церковной лавке… Лучше всего это видно на примере Псалмов, которые выражают много форм молитвы – от радостного прославления Господа до грустного плача; от полного надежды призыва Божьей помощи до исполненных боли жалоб к Всевышнему. В молитве Псалмов мы можем найти человека из плоти и крови, который молится к Богу, открывая перед Ним свое сердце – таким, какое оно есть!
Израильский народ был народом, который часто оказывался перед лицом войны или различных неурядиц. Достаточно вспомнить притеснение в Египте, путешествие через пустыню, исполненное опасностей и трудностей, покорение Земли обетованной, раздел государства на два королевства, вавилонский плен, а в конце приход времен оккупации Римской Империи… Молитва народа была, таким образом, сформирована в мире полном опасностей, угроз – в мире, испорченном грехом и неверностью Богу. А что можно сказать сегодня о действительности Церкви?! Ведь мы не находимся в состоянии войны и угрозы, а воскресная Святая Месса – это не собрание воинов Господа, которые готовятся к борьбе… Это правда, но только внешняя правда… Ибо если мы посмотрим в духовную реальность, наши глаза широко раскроются!
Духовная война
Духовная война, о которой мы здесь говорим, – это не новость! Уже первые христиане переживали эту реальность. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6,12). Так святой Павел в Послании к ефесянам записал, что должно быть уделом каждого христианина – война против мира тьмы! Может, ты скажешь: «Меня это не касается! Это не мое дело…» Ты ошибаешься!
Живя на свете, который является одним большим полем духовного боя, ты не можешь оставаться в роли зрителя, потому что у тебя нет такой возможности. Осознаешь ты это или нет, ты и так выбираешь определенную сторону спора. Стоит также понять три основных западни, которые ставит сатана, чтобы ввести нас в заблуждение относительно реальности духовной войны.
Первая западня: «Нету никакой войны!» Порою можно это услышать из уст тех, кто предпочитает «мирный» подход к вере. Они говорят, что духовная война, о которой так много говорит Священное Писание, – это одна большая метафора, цель которой – показать духовные истины привычным для нашего понимания способом. Поэтому люди, пойманные дьяволом в такую западню, становятся совершенно пассивными. Поскольку нет никакой борьбы, зачем прикладывать какое-либо усилия? Если все это метафора, то нет смысла становиться к бою в воображаемой битве!
Вторая западня: «Духовная война уже выиграна!» Действительно, Откровение святого Иоанна ясно показывает нам победу Агнца над всеми врагами Света. Эту победу, однако, следует видеть в категории: «уже, но еще нет». Победа Воскресшего Спасителя является фактом, но окончательно силы тьмы будут побеждены в борьбе в конце времен. До этого момента битва продолжается!
Третья западня: «Духовная война выше моих сил!» С одной стороны, когда мы смотрим на большой духовный мир, который зачастую для нас непонятен, у нас может сложиться впечатление, что человек составляет совсем незначительный элемент этого мира. Однако если мы посмотрим на то, с каким упорством и запалом сатана борется за каждую душу, а также если примем во внимание, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3,16), можно легко выйти из этого заблуждения… Каждый человек является возлюбленным сыном и дочерью Бога, и каждый из нас играет в этом мире необычную, уникальную роль! Конечно, предоставленные сами себе мы бы не очень справились. Однако у нас есть Отец на небесах, Который заботится о нас, прибавляет сил и укрепляет на время борьбы и духовной битвы…
Теплые тапочки или Божье оружие
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф 6, 10-11). Когда мы откроем глаза на духовную реальность войны сил света и тьмы, первое решение, которое нам придется принять – это решение об избрании стороны, к которой мы присоединяемся.
Следовательно, если я примкну к армии света, то я должен принять близко к сердцу слова святого Павла и хорошо приготовиться к битве, потому что я буду бороться с трудным и коварным противником. К сожалению, все чаще сегодня в Церкви наблюдается нехватка «запала к борьбе» – христианин предпочитает теплые тапочки и уютное кресло. Исповедь перед Пасхой, «визит в храм» по случаю Миропомазания, крестин и брака приятеля, а для более старательных – воскресная Месса, и то не всегда… Такие «Божьи воины» – позор для Армии Господа… Таких «воинов» сатана даже не трогает, потому что они не представляют для него никакой угрозы! А может именно это – такое духовное безразличие – является тем, что «сонным рыцарям» больше всего подходит?! Однако в итоге поймут и они, что в этой борьбе нужно определиться, потому что нерешительные становятся первыми жертвами в любой битве!
Так что если ты захочешь принять вызов и вступить в бой плечом к плечу со Христом, то у святого Павла есть для тебя хорошая «инструкция» и свидетельство закаленного в бою воина Господа. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6, 13-17). Это подробное описание снаряжения воина напоминает нам, какие ценности важны в духовной борьбе и какие необходимы для того, чтобы быть готовым отразить атаку врага.
Спящие рыцари на съедение льву!
После этого фрагмента следует исполненное силы увещевание святого Павла, о котором каждый воин должен помнить: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством…» (Еф 6, 18). Молитва является подготовкой к борьбе, но одновременно становится ее действующим элементом. Святой Павел посредством призыва к бодрствованию показывает, что враг не спит, но, как ясно говорит святой Петр, подстерегает в укрытии готовый к нападению. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр 5,8).
Этот призыв к бодрствованию становится также напоминанием, что мы воюем не одни! Мы воюем в Армии, в которой Бог является первым и величайшим воином. Очень ярко это описывает Книга Премудрости Соломона: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев» (Прем 5, 17-20). Таким образом, бодрствование в молитве есть бодрствование рядом с Господом, Который ведет своих воинов…
Где мы найдем лучшую помощь, поддержку в духовной борьбе против сил, которые численно нас превосходят?!
Бодрствование в молитве напоминает нам хорошо известную сцену из Гефсиманского сада, где Иисус говорит Петру: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф 26, 40-41). Иисус видит в бодрствовании и молитве важное средство противостояния искушению. Воины Господа засыпают уставшими от ожидания борьбы – большой открытой битвы света с тьмой… Эта борьба наступит, тем временем сатана действует очень коварно: он предпочитает не открытый конфликт, в котором, как он хорошо знает, не ему принадлежит окончательная победа, а предпочитает партизанскую войну, борьбу в тылах, коварное «усыпление» тех, кто должны бодрствовать!
Будь горячим или холодным
О молитве можно говорить еще много… Одно определенно: не легкое это дело, духовная борьба, в которой ты участвуешь, требует бодрствования и жертвы. Награда победы, безусловно, превзойдет все твои ожидания! Бог ожидает от тебя ясного и конкретного выбора, вступления в борьбу на одной или другой стороне.
Поэтому, как и подобает мужчине, прими последствия своего выбора, чтобы ты не услышал: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3,15-16).
Мудрый воин всегда перед началом битвы оценивает свои силы, готовится, проходит серьезную тренировку для тела и духа. Мудрый воин знает, что исход битвы определяется еще перед первым ударом меча. Мудрый христианин поступает подобным образом: духовная борьба требует подготовки и постоянных упражнений; она требует запала, но и выдержки тоже! Духовная борьба требует пылающего сердца, подобного большому костру, а не стогу сена, который горит несколько секунд… Отсюда молитва, которая поддерживает пыл борьбы и разжигает готовность бодрствовать и быть готовым всегда…
Автор: кс. Адам Пекажевский SDB.
Перевод: Гидревич Наталья.