Мужественность – это, наряду с женственностью, один из двух способов быть человеком. Специфика мужского поведения – в отличие поведения женского – заключается в том, что мужчина, как правило, легче и лучше функционирует в мире вещей, предметов, производства, организации.
Женщина более чуткая к миру людей и обычно обладает большей склонностью к построению межличностных связей. Мужчина порою даже к людям относится, как к предметам. Общение с людьми даётся мужчине гораздо труднее, чем контакт с предметами, потому хорошо, когда он осознает это и охотно учится у своей мамы или других женщин пониманию людей, а также зрелому отношению к ним.
Мужество
Уже в начале Книги Бытия Бог объясняет нам, что судьба человечества больше всего зависит не от государственного строя или состояния экономики, а от отношений между женщиной и мужчиной! Быть мужественным – значит отважно учиться любви к женщине и смело эту любовь проявлять.
Много мужества необходимо мужчине в борьбе с самим собой, с собственными слабостями, ограничениями, пороками. Любить женщину может только такой мужчина, который владеет своими влечениями и чувствами, который через спортивное усилие и огромное трудолюбие добывает величайшую власть во вселенной, то есть власть над самим собой. Подросток, а позже мужчина, почти ежедневно получает много возможностей для того, чтобы бороться с суровой действительностью, которая предъявляет ему свои требования.
К сожалению, в наше время встречается много таких мужчин, которые являются противоположностью человека мужественного, потому что являются трусами. И то не только трусами перед внешним миром, но также трусами перед правдой о себе, о своём поведении и его последствиях, о своих мыслях, переживаниях, обязанностях. Немужественные мужчины убегают в алкоголь, наркотики, насилие, преступность. Это наиболее примитивные и наиболее болезненные формы трусости мужчины. А первой жертвой трусости мужчины обычно оказывается женщина.
Современные стереотипы
Сегодня настоящая мужественность ассоциируется не с мужественной любовью, а скорее со стереотипом мачо, завоевателем очередных сексуальных «партнерш»,
или со стереотипом человека, которому для «счастья» достаточно иметь диван, пульт к телевизору и пиво. Такие стереотипы – это насмешка над мужчиной, а тот, кто им поддается, насмехается над самим собой, над собственным достоинством и никогда не испытает радости. Он ограничивается поиском сиюминутного удовольствия, а ведь такая эгоистичная философия жизни отдаляет от радости, потому что отдаляет от любви. В первом случае мужчина сводит свое существование и свои стремления к тому, чтобы жить главным образом плотскими желаниями, а порою даже к тому, чтобы быть самцом. Мачо отказывается от власти управлять своей жизнью сознательно и ответственно, поддается инстинктам и влечениям. А это в свою очередь ведет к разного рода зависимости и отчаянию. Когда какой-то мужчина стремится к тому, чтобы сожительствовать где угодно, с кем угодно и когда угодно, в этом проявляется его отчаяние. Такой мужчина теряет не только честь, совесть и способность создать семьи, но даже инстинкт самосохранения, потому что ради секса он рискует собственным здоровьем и жизнью. Другой стереотип – это образ ленивого, эгоистичного, бездумного и зависимого мужчины. Кто так себя ведет, тот не живет, а всего лишь существует, потому что ни для кого не является даром и никого не способен полюбить, даже самого себя.
Итак, оба вышеупомянутых стереотипа – это катастрофическое в своих последствиях извращение смысла существования мужчины. Они ведут к кризису мужественности в таком большом масштабе, как никогда до сих пор. В Европе никогда еще не было такого огромного количества алкоголиков, эротоманов, наркоманов, игроманов, мужчин с психическими расстройствами или неспособных к браку и созданию семьи. Это все последствия веры в то, что «настоящий» мужчина совершает сексуальные подвиги и эгоистично сосредоточивается на себе и на удобном образе жизни.
Антикультура
В настоящее время очень грозной стала агрессивно распространяемая примитивная культура, которая сосредоточивает человека только на влечениях, инстинктах, телесности, эмоциональности и сиюминутном удовольствии. Эта культура – или скорее уже антикультура! – старается внушить нам, что наше поведение зависит не от нас самих, а от биохимии, гормонов и феромонов, то есть того, что мы имеем общего с миром животных.
Доминирующая культура избегает того, что в человеке – и в мужчине! – необычное и благодаря чему он является личностью, то есть кем-то сознательным, свободным и способным к любви. Женщина по своей природе настолько чуткая к тайне человека и к его достоинству, что даже в низкоуровневой культуре она сохраняет понимание, что она не является ни вещью, ни животным. Мужчина же в такой больной культуре может забыть о том, что он стремится к непреходящей радости, а не кратковременному удовольствию. Примитивная культура действует наиболее разлагающе именно на мужчин, особенно в подростковом периоде. А когда мужчина переживает кризис, тогда первой жертвой его незрелости становится женщина.
Это правда, что теперь мужчине труднее дорастать до самой прекрасной версии самого себя. Каждая эпоха несет в себе особые шансы и угрозы в этом отношении, но доминирующая сегодня посредственная, примитивная культура затрудняет мужчинам дорастание до мужества в любви, ответственности и воспитанности. Те парни, у которых есть хорошие примеры в семье и в ближайшем окружении, которые с детства дружат с Иисусом и которые ставят перед собой высокие требования, способны дорастать до зрелой и радостной мужественности. Таких зрелых мужчин немало. Они благородные, выносливые и, в то же время, нежные мужья, родители, братья, приятели.
Зрелая мужественность коренится в мудрой, глубокой духовности. Ибо духовность – это та сфера, в которой человек открывает собственную тайну, смысл жизни, неотъемлемое достоинство. Духовность открывает нас для самых высоких стремлений, идеалов и мечтаний. Благодаря ей мы развиваем в себе богатую человечность. Духовность приближает нас к Богу, от Которого мы учимся искусству жизни на этой земле.
Зрелый мужчина
Примером мужчины для нас является Иисус. Он умел быть чувствительным и деликатным для деликатных и благородных людей,
но когда встречал людей циничных, агрессивных или примитивных, тогда – шутливо говоря – Он становился помесью Клинта Иствуда и Рэмбо. Он умел говорить сильные слова: «Не мечите жемчуг перед свиньями!» Он переворачивал столы торговцев в храме! Книжников и фарисеев он назвал порождением ехиднины! Он один беспокоил всю элиту власти, все правящие круги! Он обладал такой отвагой, мудростью и решительностью, что нарушил всю систему манипуляции, коррупции и общественных отношений того времени! Именно таким мужчиной был Иисус! Он не хватался за меч, потому что Сам был мечом против зла! Он – невероятно храбрый, мудрый и сообразительный – говорил Своим ученикам: будьте безупречными, как голуби, и смекалистыми, как ужи. Иисус был вершиной сообразительности в творении добра и в противодействии злу. Циники могли Его убить, но были не в состоянии Его победить! В истории человечества никогда не было такого необычного мужчины!
Зрелый мужчина – то есть такой, который похож на Иисуса, – деликатен и внимателен по отношению к женщинам и детям, но когда он встречает кого-то агрессивного или коварного, то оказывается доблестным и бесстрашным. Он оказывается духовным богатырем, излучает любовь и честность, вызывает восхищение у людей доброй воли и наводит ужас на циников. Когда он слушает красивую песню, то может растрогаться до слёз, даже если кто-то находится рядом. Он не скрывает эмоций, потому что он мужчина. Настоящий мужчина не боится слез и эмоций!
Только трусливые люди боятся собственных эмоций. Иисус не боялся ни растрогаться до слез над могилой Лазаря, ни проявить нежность к грешнице, ни страдать до кровавого пота в Гефсиманском саду. На кресте – по-мужски – Он прокричал Свое возмущение: «Боже мой, почему Ты Меня оставил?» Однако в Своих поступках Он руководствовался не эмоциями, а доверием: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!». Иисус – это настоящий мужчина! И настоящими мужчинами становятся также те, кто подражают Иисусу!
Автор: кс. Марэк Дзевецкий.
Перевод: Гидревич Наталья.