Апостол Павел называл себя «первым из грешников» (1 Тим 1,15). Но он также знал, что является святым. Для св. Павла, как для всей Католической Церкви, все христиане – святые в силу их крещения.
Христиане становятся святыми не благодаря чему-то, чему они научились или что сделали, а благодаря обитанию в них всемогущего Бога. Мы святые, потому что являемся храмами Святого Духа – а согласно мировоззрению Апостола Павла, на земле нет ничего более святого, чем Божий Храм.
Так, Послание св. Апостола Павла к колоссянам начинается следующим образом: «Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым… Посему и мы… не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (Кол 1.2-12; выделение добавлено).
Святость – это просто призвание каждого христианина. Но в этом коротком отрывке из Послания к колоссянам Павел также проводит различие между святыми на земле (Кол 1,2) и «святыми во свете» (Кол 1,12) – тем, что Католическая Церковь позже назовёт соответственно «Церковью воинствующей» и «Церковью торжествующей». Послание к евреям (12,1) говорит нам, что последняя является «облаком свидетелей» вокруг первой.
Святых на земле, которые разделяют наше призвание, мы одаряем любовью. Святым во свете мы воздаём особую честь, которая называется почитанием. Это не тот же вид чести, которую мы воздаём одному лишь Богу. Это больше похоже на глубокое уважение, которое мы питаем к нашим родителям и к дедушкам и бабушкам. Мы любим их настолько, что вкладываем их фотографии в рамки и размещаем их на видном месте в своих домах. Мы не должны колебаться, чтобы попросить своих родителей о молитве; точно так же мы не должны колебаться, чтобы попросить об этом своих предков в вере.
Св. Павел сам просил о заступничестве «святых» в Колоссах (см. Кол 4,3). Ибо как мы имеем участие в жизни и божественной природе Иисуса Христа, так же мы имеем участие и в Его уникальном служении как «единого посредника между Богом и человеками» (см. 1 Тим 2,5). Более того, он сам уверял святых в Колоссах в своём ходатайстве за них: «мы не перестаём молиться за вас» (Кол 1,9).
Зная то, что мы знаем из других мест Нового Завета, мы можем быть уверены, что заступничество св. Павла не прекратилось и по сей день. Книга Откровения (6,9-10) показывает нам мучеников на небесах, которые хорошо знают о том, что происходит на земле, и взывают к Богу о вмешательстве, о помощи. Сам Иисус в одной из Своих притч описывает небесное заступничество (Лк 16,27-28).
Первые христиане хранили живое почитание Общения Святых. Речь тут шла не просто о почитании своих предков, потому что они не думали о святых как об умерших и потому отсутствующих. Святые были более присутствующими для Церкви на земле, потому что они живут в присутствии Бога. Святые были не мёртвыми; по истине, они были более живыми, чем Церковь на земле.
Свидетельства почитания ранними христианами святых мы находим в сотнях археологических находок, в великих произведениях искусства и примитивных рисунках, в памятниках и простых предметах повседневного быта. Земная Церковь неустанно взывает к святым на небесах: «молитесь о нас» и «благословите нас».
Святые, пребывающие в небесной славе, были частью семьи Церкви, годовщины их смерти праздновались как «дни рождения» христианами, которые их пережили, и многие такие годовщины вселенская Церковь постоянно отмечала в своём календаре.
Учёный Питер Браун много раз подчёркивал, что такое почитание святых не было суеверной набожностью «толпы». Оно не было пережитком язычества. На самом деле, язычники ужасались христианскому почитанию святых и осуждали его как нечто недостойное!
Напротив, живое почитание святых поддерживалось величайшими учёными древнего христианства, знатоками Священного Писания. О нём в своих трудах красноречиво писали такие библисты, которых мы сегодня знаем как св. Иеронима, св. Августина и св. Иоанна Златоуста.
Почитание святых св. Иеронима было так велико, что воскресными днями он подолгу прогуливался среди останков мучеников по тёмным коридорам римских катакомб.
Св. Иоанн Златоуст в IV в. удивлялся тому, какую перестановку ролей вызвало почитание святых. «Даже император… который носит пурпур и одним кивком всё повергает в трепет, падает ниц на могиле мученика и просит этого святого о молитве» – святого, который в своей земной жизни мог быть самым простым, незначительным человеком! Кто же трепещет теперь? Также он говорил о смиренных жёнах, которые молили святых о заступничестве для своих мужей, отправившихся в опасное путешествие.
Св. Августин часто проповедовал о житиях святых и написал несколько обширных текстов в защиту почитания святых. Большей частью он отвечал на нападки манихейцев – еретиков, которые были такими чудаковатыми, что на самом деле были скорее язычниками, чем христианами. Однако их доводы поразительным образом схожи с теми, которые мы слышим от сегодняшних антикатоликов. «Молитвы мучеников помогают нам», – писал св. Августин. «Поистине, в праздники этих святых мы чествуем вашу (курсив добавлен) святость… Не следует думать, будто мы чем-то одариваем святых, когда празднуем дни их воспоминания. Они не нуждаются в нашем праздновании, ибо радуются с ангелами на небесах. Они радуются не столько тогда, когда мы чтим их, сколько тогда, когда мы им подражаем» (Св. Августин, Проповедь 325, 1).
И снова мы слышим здесь эхо слов св. Павла, который сказал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 11,1). Почитать св. Павла – значит прославлять Христа за Его благодать, проявившуюся в жизни его земной семьи. Св. Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20). Христос поистине живёт во всех святых, и Он делает их ещё в более полной мере самими собой.
Христиане разделяют со святыми глубокие дружеские, семейные чувства. Епископ IV века св. Павлин Ноланский препоручил себя покровительству св. Феликса мученика. В своём стихотворении он обращался к святому как к «достопочтенному отцу, вечному покровителю, Феликсу, моему опекуну, Феликсу, дорогому другу Христа».
За всю историю христианства изменилось так мало. Мы слышим те же слова, с которыми на протяжении веков верующие обращаются к своим возлюбленным святым: к св. Иуде Тадеушу, св. Франциску Ассизскому, св. Антонию Падуанскому, св. Катерине Лябурэ, св. Терезе имени Младенца Иисуса, св. Максимилиану Кольбе, о. Пио. Им мы без колебаний говорим: «Молитесь о нас!»
Автор: доктор богословия Скотт Хан.
На основе книги Скотта Хана «Знамения жизни» (Scott Hahn «Signs of Life»).