Обращаем внимание, что статья взята из русскоязычного номера журнала «В пути», который издается в Польше братьями-доминиканцами.
Недавно кто-то спросил меня: «В одном из чтений на Мессе я услышал поразительные слова. Иисус сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). Как это понимать? Возможен ли такой ход событий, при котором в конце времен Христос придет во славе и не найдет ни одного верующего человека? Возможно ли, что христианская вера с течением времени просто исчезнет?»
Матеуш Пшановски OP
Приведенный отрывок из Евангелия от луки и в самом деле удивителен. Ведь существует множество высказываний Христа, в которых Он убеждает нас, что не оставит Церковь до самого конца и что истинная вера – несмотря на тяжесть внешних и внутренних испытаний – не исчезнет. Думаю, из этих текстов больше всего у нас на слуху слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20).
С другой стороны, Иисус не позволяет нам думать: «Все будет хорошо. Бог справится, несмотря на то, что мы делаем». Возможно ли примирение этих двух перспектив?
Последнее испытание Церкви
Христос не скрывает от Своих учеников, что чем ближе Его второе пришествие, тем более трудными будут испытания их веры. Катехизис Католической церкви говорит о последней битве:
«До второго пришествия Христа Церковь должна пройти через последнее испытание, которое подорвет веру у многих верующих. Преследования, которые сопровождают земное паломничество Церкви, откроют «тайну беззакония» в форме лжерелигии, приносящей людям мнимое решение их проблем ценой отступничества от истины» (ККЦ, №675).
Это интересно
Когда настанет время последнего испытания, появится лжерелигия, которая оторвет христиан от веры, погрузив их в ложь. Иисус говорит, что перед лицом этих трагических событий ослабеют вера и любовь. «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24:11–12).
Св. апостол Павел подробно описывал это испытание: «Пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес 2:9–10).
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». (2Тим 3:1–5).
Ключевое понятие последнего испытания – стойкость, без которой невозможно защититься от натиска беззакония: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10:22).
Появятся и те, кто станет нападать на веру во второе пришествие Христа. Они будут убеждать, что ожидание не имеет ни малейшего смысла: «Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2Пет.3:3–4).
Как же, прочитав эти отрывки, истолковать сомнение Иисуса в том, найдет ли Он веру на земле, когда придет во славе? Иисус задает вопрос, чтобы предупредить: грядут времена, когда исповедание веры столкнется с огромным сопротивлением вне Церкви и внутри нее. Иисус предвещает кризис веры вопросом, чтобы подчеркнуть трагичность испытания веры и любви, ожидающего Церковь. Следовательно, дело не в серьезном сомнении, что вера вообще сохранится, а в том, что Иисус подчеркивает величину последнего испытания. С одной стороны, мы можем быть уверены, что Бог позаботится о сохранении веры до конца земной истории, но с другой стороны, не стоит недооценивать тяжких испытаний, ожидающих Церковь в конце времен.
Вера и молитва
В другом толковании особое внимание обращается на сопутствующий цитате контекст. Вопрос, который был задан вначале, прозвучал после притчи о настойчивой вдове и неправедном судье (Лк 18:1–5), и после её разъяснения (Лк 18:6–7). Иисус подчеркивает упорство этой женщины, связывает эту особенность с ее молитвой. Бог – говорит Христос – «не защитит ли избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь». Речь идет, таким образом, о постоянстве в молитве – это и есть изначальная суть вопроса о будущем веры. Вопрос, найдет ли Иисус веру на земле, когда придет, – вопрос о том, будут ли люди, как вдова из притчи, взывать к Нему день и ночь. Другими словами, Христос спрашивает, придет ли Он в мир, где выражением веры будет ревностная молитва. К примеру, так читал этот отрывок св. Августин. Вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?», прозвучал бы у него так: «Найдет ли Сын Человеческий ревностно молящихся людей?».
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк 12:35–38).
Сила и хрупкость веры
Признаюсь, что оба эти толкования недостаточны для меня. Я чувствую, что в словах Христа речь идет не только о том, чтобы напомнить об опасностях последнего испытания Церкви, и о призыве к ревностной молитве. Возможно, здесь есть предостережение – не отказываться от ответственности за будущую судьбу Церкви, возложив ее целиком на Бога? Нет сомнений, что Бог всегда будет заботиться о Церкви, но может ли это стать причиной нашего бездействия? Не должны ли мы чувствовать себя в ответе за передачу веры и её защиту?
Однажды я разговаривал с человеком, по логике которого «Бог и так справится. Не переживайте за тех, чьи мнения противоречат вере. В конце концов, есть Святой Дух, который не позволит нам сбиться с пути». Он прекрасно осознавал, что Церковь доверяет наставлению Святого Духа, но не совершаем ли мы большую ошибку, когда оправдываем таким мнением отказ от заботы о сохранении истинно апостольского, согласно Священному Писанию и Традиции, исповедания веры?
С некоторого времени я стал понимать, какая это великая благодать – вера. С одной стороны, она сильная и мощная и правда может сдвигать горы. Но, с другой стороны, я замечаю, что она очень хрупкая, о вере нужно заботиться, надо развиваться, чтобы она не утратила жизнеспособность и силу. То же и в Церкви, если понимать ее шире – как общину. Хрупкость веры проявлялась в истории неоднократно. Сегодня мы без труда можем показать на карте Европы места, где вера когда-то была очень живой, а сегодня мертва или в последней стадии агонии.
Мы не должны утешать себя тем, что все не так плохо. В некоторых местах плохо. Пустые готические соборы, свидетельство огромных духовных усилий прошлого, в которых молились тысячи людей, сейчас превращены в дискотеки или бары. Я не собираюсь здесь сетовать, но хотел бы обратить внимание на таинственную хрупкость веры, на ее чуткость. Если не будет смелых людей, которые исповедовали бы веру и защищали ее, она может где-то просто исчезнуть или превратиться в «псевдоверу», в смесь удобных для нас идей, искусственным образом между собой связанных. Разумеется, мы верим, что Святой Дух ведет Церковь и вера устоит до конца времен как истинная апостольская. Однако не следует забывать о словах Христа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Пусть эти слова продолжают тревожить нас.
Автор: Матеуш Пшановски – р. 1974, доминиканец, доктор теологии Университета кардинала Стефана Вышиньского в Варшаве, преподаватель доминиканского Философско-теологического коллегиума в Кракове, основоположник доминиканских исследований философии и теологии, директор Томистского института в Варшаве.
Источник: www.wputi.net