Обращаем внимание, что статья взята из русскоязычного номера журнала «В пути», который издается в Польше братьями-доминиканцами.
По очевидным причинам мне не следовало писать этот текст. Во-первых, я порой грязно ругаюсь на работе. Во-вторых, во мне ничтожно мало милосердия по отношению к коллегам. И, в-третьих, я действительно не знаю, что значит «быть порядочным христианином, работая в компании»!
Первой мыслью было отказаться, и я бы, наверное, так и сделала, если бы в голову не пришла тщеславная мысль: если ко мне обратились с этой просьбой, то, может быть, мне таки есть, что сказать. Отсутствие достаточной практики в том, чтобы отказывать кому-то.
Неумение
Начну с признания. Мне никогда никого не удавалось обратить в веру разговорами. К сожалению, мне не удавалось сделать это и какими-то другими способами.
Есть люди, в которых я вложила немало энергии – разговаривая, споря, подсовывая им книги и постоянно стараясь изобрести способ, как на них повлиять. Но, мало того, что все это было напрасно, так они еще и укреплялись в своем мнении. Сегодня я думаю, что к любви приводит только любовь, и потому все меньше верю в эффективность бесед, которые могли бы «убедить» обратиться к Богу.
Я решила перестать «прорываться силой» не только из-за отсутствия результата. Со временем я поняла, что именно задевает в ситуации, когда кто-то отвергает то, что мне особенно дорого, – Бога. Меня задевает, что человек не замечает Его. Особенно болезненно, когда это делает близкий, с которым я хочу поддерживать хорошие отношения.
Важным открытием для меня было, что когда кто-то насмехается над Церковью или равнодушен к тому, вокруг чего строится моя жизнь, я чувствую, что он пренебрегает не мной, а Им. Мне становится по-настоящему страшно, что человек никогда не познает Его. Как ни странно, это многое меняет. Во-первых, это некое проявление любви, которую Господь разбудил во мне. Во-вторых, в этот момент я не думаю о себе и обращаю все свое внимание к Нему. К Нему, который сотворил меня и этого не желающего верить упрямца и каждую секунду поддерживает наше существование.
Я отчетливо понимаю сейчас, что не стоило так серьезно относиться ко всем моим «свидетельским» пробам. Вера – это благодать, которая исходит от Него, а не от меня. Когда я начинаю поститься с мыслью о ком-то с работы, о ком-то, мягко говоря, не подающем надежд, то, приходя с утра на работу, не ожидаю увидеть результат своего труда. Наоборот, оставляю все Богу, говоря Ему: «Я прошу Тебя за него, но все остальное решится между вами». И в этот момент наконец-то чувствую, что нахожусь на своем месте. Что я ненароком не заняла Его стул и не сетую, как жестко на нем сидеть.
Мое «неумение» принесло плоды: я осознала, что обращение в веру того или иного человека никак от меня не зависит и что нужно во всем покориться Богу. Конечно, это не означает, что я ничего не делаю. Я приняла на себя роль овчарки, которая загоняет овец. Иногда я стараюсь осторожно повлиять на мужчин, чтобы те отправили своих жен на реколлекции, иногда – знакомлю кого-нибудь с замечательным священником, интересным романом, где есть особый подтекст, или с трогательной музыкой… Я нашла свое место на границе пастбища. И верю, что порой достаточно и этого.
Свидетель
Сильнее всего на меня действует чей-то пример. Так происходит во всем. Когда я вижу сорокалетнюю мать двоих детей, которая бежит марафон, то меня уже не нужно убеждать: сразу же появляется огромное желание бегать. Так же и с духовной жизнью. Библиотека со множеством книг о том, как пережить страдания, – ничто в сравнении с одной минутой, проведенной у кровати смертельно больного человека. Человека, который слушает Бога, когда Тот говорит ему о нем. И хотя то, что в конце концов произойдет в сердце человека, касается только его самого и снисходящей на него благодати, я верю: мы можем быть импульсом, который заставит задуматься.
Мне очень близко изречение из мира бизнеса: under promise, over deliver («меньше обещаний, больше действий»). Когда я вхожу в новое окружение, например, на работе, то не начинаю с мировоззренческой презентации, не умничаю – я позволяю каждому самостоятельно все узнать и оценить. Я люблю, когда кто-то видит во мне товарища по работе, а уж потом при случае узнает, что я мать троих детей. Тогда никто не смотрит на меня сквозь призму семейных обстоятельств. Семейные обстоятельства в этом случае являются скорее приятной неожиданностью – столько обязанностей, но она молодец и со всем справляется.
Смею надеяться, что похожим образом это происходит и в вопросах веры. Если кто-то знает меня как девушку, которая хорошо справляется с трудностями, помогает в работе, быстро решает проблемы и с которой к тому же можно поговорить на серьезные темы, то, узнав, что я «хожу в церковь», он не посмеется над этим. Более того, я верю, что когда в его кругу соберется несколько таких же людей, он в конце концов будет вынужден задуматься: «Может, в этой церкви что-то есть?».
Улыбнись
Свидетель Евангелия вовсе не должен быть безапелляционно серьезен. Умение смеяться над собой сближает людей и помогает выпустить пар. На работе мы, как правило, подшучиваем друг над другом. Поэтому когда я сказала (конечно, немного нервничая), что отпуск в этом году проведу на выезде вместе с католической общиной, шуткам не было конца. Но поверьте мне, шутки были действительно смешные. И для меня в том числе. Я даже не пыталась остановить эту лавину. А когда во время обеда в очередной раз спросили, как я проведу единственные пять свободных дней этого лета, я ответила уже совершенно не напрягаясь: «Еду на реколлекции. И если ты собираешься пошутить на этим – постарайся, поскольку вряд ли придумаешь что-то, чего я сегодня не слышала». Уверена, что мой отпуск еще долго будет поводом для шуток и закатывания глаз, ведь люди не перестают удивляться: «Такая молодец, а в Бога верит!»
Знаю, что следует быть примером для других и своим порядочным поведением доказывать, что Бог есть, и что я – «от Бога», верю в Бога и хочу делать все по Его благословению. Знаю, что следует стараться быть ответственной, усердно исполнять свои обязанности, помогать другим, но в то же время нельзя становиться заложником собственной набожности.
Страх
Многие из нас не хотят говорить о своей вере публично из-за страха: мы еще не дотягиваем до того, во что верим и о чем говорим. С этим нельзя не согласиться. Мы не дотягиваем до требований Евангелия. Но говорить о своей вере – не значит быть совершенным. Почти каждый сталкивался с язвительным замечанием в свой адрес: «И это говоришь ты? А еще католик!» Хорошо бы иметь заранее готовый ответ на это. Но сначала нужно убедить самого себя. Потому что Бог – тот, ради Кого мы стараемся, Кто вызывает в нас эти чувства, Он – не волшебник, превращающий нас в идеальную единицу морали из Международного бюро мер и весов.
Если я и села писать этот текст, то не потому, что внезапно почувствовала, будто гожусь для этого. Скорее наоборот – без излишнего кокетства могу сказать, что не гожусь совершенно. Не подхожу. Действительно, кто я такая, чтобы советовать, как следует свидетельствовать о Нем? Вполне вероятно, что завтра я снова буду смотреть на чью-ни- будь нерадивость или лень и скрежетать зубами. Может быть, у меня даже вырвется оскорбительный эпитет в адрес тех, кто придумал закон о государственных закупках. Но я верю, что это не сделает меня ниже в Его глазах. Я верю, что мое стремление к тому, чтобы все на работе почувствовали любовь к Нему, не останется незамеченным.
Эпилог
Две недели я размышляла об этом. В моей голове проносилось множество сюжетов, ситуаций и образов. Я молилась о том, чтобы не навредить своим текстом кому-нибудь. И когда я подумала, что в моей голове уже вырисовывается то, что хочу сказать, Господь увлек мое внимание в совсем другие пространства. Сначала на двери церкви, в которую я иногда захожу по дороге на работу, появилась надпись: «Идите и провозглашайте». Может быть, эти слова всегда там были? Не знаю. В любом случае я заметила их только пару дней назад. Это странно, потому что надпись очень выбивается из всего остального. Позже мне попались на глаза отрывки из Евангелия от Матфея. Один сильнее другого: «Даром получили, даром давайте», затем «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным», и потом самые волнующие слова: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях».
Это сбило меня с толку, ведь я уже привела в порядок мысли, назвала все вещи своими именами и заявила, что прекрасно чувствую себя в роли овчарки. Я поверила, что этого достаточно. А теперь что?
Не знаю.
Но я поняла, что я – тот человек, который стоит на старте. Человек, который все, что у него есть, доверил Богу и хотел бы делиться этим, несмотря на все трудности и преграды. Например, рискуя быть осмеянным.
Иисус не говорит прямо: обращайте других в веру, но: обращайтесь сами и верьте. Может быть, в этом и суть, чтобы мы, обращаясь, сами становились Евангелием, то есть Доброй Вестью о Иисусе Христе. Может, именно это означают слова «Идите и провозглашайте!»?
Автор: Паулина Мазур – р. 1982, политолог, мать троих детей, работает в Краковском технологическом парке.
Источник: www.wputi.net