Обращаем внимание, что статья взята из русскоязычного номера журнала «В пути», который издается в Польше братьями-доминиканцами.
Порой кажется, что добродетель – слово устаревшее, вышедшее не только из активного употребления, но и вообще из жизни. Лексика церковных бабушек или старых монахов в затворе. Более привлекательными и прибыльными стали всякого рода пороки и страсти, лежащие «на прилавках» интернета, кинотеатров, средств массовой информации.
«Добродетель есть привычное и постоянное расположение делать добро. Она позволяет человеку не только делать добрые дела, но отдавать из себя лучшее» (Катехизис Католической Церкви, 1803). А если попроще, то это привычка. Бывает привычка ко греху, а бывает привычка к доброму. И тогда эта привычка – добродетель.
На путях подготовки к Рождеству, размышляя над воскресным Божиим Словом, давайте задумаемся над четырьмя главными добродетелями, их пониманием и присутствием в нашей жизни.
Это благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. Они дают нам легкость, самообладание и радость, чтобы вести жизнь, нравственно благую. Располагают все наши силы к общению с божественной любовью. Той самой, которая родилась для нас в Вифлееме.
Какие ощущения вызывает у вас слово «добродетель»?
Благоразумие | 1 воскресенье Адвента
«Благоразумие есть добродетель, располагающая практический разум при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения» (ККЦ 1806).
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:42).
Дни Ноя не закончились с потопом. Еда, питье, семейные праздники будут продолжаться до конца света. Точно так же, как нежелание думать, оценивать, «распознавать истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения». Нет для этого ни времени, ни потребности. Жизнь бежит «на автомате». Благоразумие не в цене. А оно и есть «прямое правило всякого действия», пишет св. Фома Аквинский вслед за Аристотелем. «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» – напоминает Апостол Петр (1 Петр 4:7).
Сколько внимания вы уделяете распознаванию истинного блага? Как выбираете средства для его совершения?
К неизбежному пришествию Сына Человеческого готовимся, взбадривая совесть. Прежде чем Господь совершит над нами свой суд, Он призывает нас вывести нашу совесть из сна, стать более внимательными к путям нашим. По физиологии, мы хорошо засыпаем в трех ситуациях: когда сильно устали, плотно поели или серьезно болеем. Когда организм слишком долго спит, не ест, не двигается – у него появляются пролежни, которые смердят, гниют и так далее.
С духом человека такая же история. Он засыпает, когда переутомился в борьбе с житейскими тяготами, пороками и слабостями. Когда сдался. Ему не по силам. Опускает руки. Очередные попытки бросить тот или другой порок провалились. Наша духовная нищета, кажется, побеждает. Мы разрешаем своему духу валяться и бездельничать, засыпаем духовно из-за неумеренности в осуществлении своих человеческих нужд и потребностей. Еда, питье, развлечения, отдых… Ради их удовлетворения закрываем глаза на нравственные принципы и погружаемся в успокаивающий шепот толпы: ведь все так поступают, ничего страшного. Сон-самооправдание.
И в конце самый смертоносный сон – из-за греха. В таком сне постепенно размываются границы добра и зла, оправдывается то, что еще недавно считалось недопустимым, и против оставшихся угрызений совести всегда находятся «обезболивающие». Человек живет так, будто Бога нет. Это смертоносный сон. Вечный.
Каким сном спите, не вечным?
Совесть ваша не напичкана «обезболивающими»?
«Будьте готовы», «бодрствуйте» – напоминает Иисус. Это не уговор, не просьба – это команда. Нужно вставать, иначе умрешь. Смерть духовная гораздо страшнее смерти физической, потому что смерть физическая – переход из нашего телесного состояния в мир духовный. А вот духовная смерть – вечные муки бесповоротного отлучения от Бога. Когда мы отдаем свое сердце Господу, Он оживляет наш дух. Наши скромные попытки наполняются Его силою, проливается свет в наше сердце, мы начинаем жить полнотой жизни, к которой призваны. Но если мы не стараемся вести духовную жизнь – не молимся, не посещаем церкви, не читаем Слово Божье, не служим братьям – то наш дух засыпает и может умереть.
Как стараетесь углублять свою духовную жизнь?
Чем ее питаете?
Автор: Якуб Блащишин SVD – р. 1969 г., вербист, преподаватель богословия в Духовной семинарии в Санкт-Петербурге.
Источник: www.wputi.net