Какого числа отмечается праздник
8 сентября Римо-Католическая, Греко-Католическая, Армянская и большинство Православных Церквей мира отмечают праздник Рождества Небесной Царицы. В Восточной литургической традиции этот праздник входит в перечень Двенадесятых.
Церковь не имеет обыкновения праздновать день рождения святых на земле, но их день рождения для неба – день смерти. Исключение составляют двое величайших святых в Церкви: Пречистая Дева Мария и святой Иоанн Креститель. Мы отмечаем не только их небесное, но и земное рождество.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы особенно радостный и важный. Радостный, потому что это день рождения Божьей Матери и Владычицы неба и земли. Важный, поскольку показывает великую правду святой веры в Богоматеринство Пречистой Девы Марии, с которой «засияло Солнце Правды, Христос Бог наш». Уже взошла звезда, поэтому и восход солнца недалек.
На чем основано установление этого праздничного дня? Какова его история и значение?
Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Рождества Богородицы
Основа установления праздника
Святое Евангелие записало нам очень мало событий из жизни Мадонны. Здесь ничего не сказано о ее рождестве, о молодых годах или о святом успении, и даже не представлены имена праведных родителей Небесной Царицы. Откуда мы об этом знаем? Знаем об этом из традиции Церкви и апокрифов. Апокрифы – это книги, рассказывающие нам о некоторых событиях из жизни Иисуса Христа или Богородицы, о чем не сказано в Евангелии. Хотя святая Церковь не считает апокрифы ни аутентичными книгами, ни определенным историческим источником, все-таки они содержат в себе многое из традиции и верований древней Церкви.
Главный источник известий о жизни Пресвятой Девы – это апокрифическая книга, написанная около 170-180 года, которую называют Протоевангелием Иакова. Эта книга дала повод для установления таких праздников: Зачатия Приснодевы святой Анной, Рождества Богоматери, Введение во храм и праздники в честь Иоакима и Анны. Отсюда узнаем об обстоятельствах рождества Пречистой Девы Марии, кем были ее родители и что они назывались Иоаким и Анна.
Апокрифическое Протоевангелие Иакова было в древности в большом почете, его цитируют или толкуют много святых отцов, среди которых святой Епифан, святой Андрей Критский, святой Софроний, патриарх Герман І, святой Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий.
В Протоевангелии Иакова читаем, что Пречистая Дева Мария по линии отца происходила из царского рода Давида, а по матери – из священнического рода Аарона. Ее родители жили в Назарете и были именитые, отличались большой праведностью и жертвенной любовью к Всевышнему и ближнему. Свои плоды Иоаким делил на три части: одну часть отдавал в жертву Богу, вторую для бедных, а третью оставлял для себя. Большой печалью для Иоакима и Анны была их бездетность. У евреев бездетность считалась не только отсутствием Божьего благословения, но и Божьей карой. По этой причине они испытывали много огорчений. Ничего удивительного, что они непрестанно просили у Небесного Отца ребенка. Это была главная цель их молитв, постов и милостыни. И в конце Господь Бог на склоне лет дал им ребенка, которая была избрана стать Матерью Христа.
История празднования
Праздник Рождества Девы Марии относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. О нем упоминают святой Иоанн Златоуст, святой Прокл, святой Епифан, святой Августин и святой Роман Сладкопевець. Палестинское предание говорит, что святая Елена († 330), мать императора Константина, построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В V веке об этом праздничном дне вспоминает Служебник папы Геласия (492-496). Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию (582-602).
С Востока праздник Рождества Мадонны перешел на Запад, сначала в VII в. в Рим, а отсюда в позднейших веках распространился на всю латинскую Церковь. На Западе он стал широко отмечаться только в XII-XIII веке.
8 сентября стало праздником потому, что в этот день исполнилось девять месяцев от зачатия Пречистой Девы Марии в лоне святой Анны, а также потому, что в тот день должно было быть освящение храма в ее честь в Иерусалиме.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR, по материалам книги о. Ю. Катрій «Пізнай свій обряд».