Божий гнев
Начнем с проблемы, которая кажется важной – с Божьего гнева. Бог есть любовь, даже когда гневается. Для человека любовь и гнев – это противоречие. Но Всевышний не гневается так, как человек, хоть результат гнева может быть подобным человеческому гневу. Отсюда и берется то само название. Господь уважает свободу человека, и поэтому позволяет ему почувствовать последствия своих грехов. Священное Писание говорит, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (ср. Рим. 1, 18). И поэтому после первородного греха Бог изгоняет наших прародителей из рая – они воспротивились Его любви. Небесный Отец позволяет им вкусить плоды собственного греха, одновременно давая им обетование и путь обращения. Поэтому ставит херувима с огненным мечом охранять дорогу к дереву жизни, чтобы человек после греха не пожелал его плодов и не создал собственного дерева жизни – без Бога и без любви.
В своей любви Господь не может допустить, чтобы безбожие и неправда овладели Его творением, чтобы человек без Бога превратил мир в ад. Страшно подумать, что бы было, если бы гнев Любящего Отца не проявился и какая-то из великих идеологий древности или современности полностью овладела миром. Господь допустил в своем гневе, чтобы каждая из них поглотила море жертв, а наиболее эта «наикрасивейшая», которую придумал человек, и которая своей целью ставит счастье всего человечества – коммунизм. Еще сегодня нас разит факт, что коммунизм поглотил сто миллионов жертв и был причиной страшных физических и моральных обид, причиненных другим сотням миллионов. Эти жертвы – это большое предостережение и вызов для человека, чтобы он, испуганный злом своих поступков, возвратился к Богу и прекратил строить свое будущее без Него или вопреки Ему. Естественно, что Божий гнев проявляется не только на уровне общества, но также на уровне сообществ, семей и индивидов. Его проявления аналогичны, и мы ими здесь не будем заниматься.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о грехе гнев
Гнев как главный грех
Но как быть с человеком, для которого гнев – это один из главных грехов? То, что мы чаще всего понимаем под словом «гнев», – это определенная эмоциональная реакция, выражающаяся в форме внешней или внутренней агрессии. Причиной этой агрессии всегда является защита какого-либо добра или чего-то, что считается добром, и фактически или мнимо находится под угрозой. Такой гнев может выражаться различными способами: начиная от внезапной агрессии, которая заканчивается убийством, и заканчивая драками, ссорами, иронией и простой грустью. Эмоциональные реакции, которые могут также быть большими практическими грехами, не являются главным грехом гнева. Отождествление их с главным грехом – большое недоразумение.
Как уже было сказано ранее, каждый главный грех – это глубокая духовная действительность и стойкая расположенность сердца, из которой потом рождаются грехи в поступках. Все главные грехи в своей основе имеют грех гордыни, который возникает из неверия в любовь Бога и заставляет человека спасаться и получать счастье своими силами. Гнев – как главный грех – возникает из столкновения ожиданий человека, который является заложником гордости, с конкретной действительностью, которую ему дал Создатель. Бог дает такую действительность, которая до конца не соответствует нашим ожиданиям, планам и идеалам, и в которой всегда есть место на терпение. И поэтому такая действительность отсылает человека к Господу как своему Творцу и единственной надежде, цели и спасению. Человек, который не живет в любви Божией, воспринимает эту действительность как препятствие в своем стремлении к счастью, как абсурд жизни. В нем рождается глубокое неприятие и гнев. По сути – это гнев против Бога, который, как мы думаем, создал эту действительность. Но человек очень редко выливает этот гнев непосредственно на Господа, хоть это и было бы для него наилучше. Бог сам говорит устами пророка Исаии: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1, 18-20).
Собственно наставленный гнев на Всевышнего открывает человеку путь к обращению и надежде. Слово Божье, а значит сам Святой Дух, учит нас правильно спорить с Богом. Образец таких споров мы можем найти в некоторых псалмах, а также в личности пророка Иеремии. Нам, «набожным» христианам, никогда бы не пришло в голову разговаривать с Небесным Отцом на его языке, хотя он и вошел в Священное Писание, следовательно, составляет часть Божьего Откровения. Сам Иисус, хотя в Его случае не может быть и речи о каком-то бунте или гневе на Бога Отца, в самый тяжелый момент жизни – в час смерти – молится таким псалмом: Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил… (Пс. 22, 2). Эти слова звучат как жалоба или претензия, но сам псалом является даром Святого Духа для Иисуса в эту минуту.
Мы также в трудные минуты жизни не должны искать слов. Господь их для нас уже приготовил.
Когда человеческие претензии и гнев на Бога закрываются в унынии и гордости, тогда гнев становится страшным в своих последствиях. Тогда человек направлен против Божьей действительности, против себя самого, против других людей, против общества и его структур, против отдельных народов…
Наверное каждый из нас знает людей, которые очень сильно не воспринимают своей действительности, так против нее взбунтовавшихся, что прямо кипят гневом. Может мы сами переживали нечто подобное. Знаем, что в таких случаях хватит небольшой искры, и взрыв неизбежен. В принципе каждая причина является удобной, чтобы высвободить свой гнев и выбросить его на кого-то слабейшего.
Ненависть
Если кто-то становится долговременным препятствием на пути к мнимому счастью, то гнев переходит в свою предельную форму – ненависть. Здесь проявляется его глубочайшая природа. Священное Писание говорит, что тот, кто ненавидит брата своего, является убийцей (ср. 1 Ин. 3, 15). Библия много раз описывает случаи и механизмы гнева. Уже во втором поколении человеческого рода гнев проявляется в его наихудшей форме. Каин не смог переносить своего брата Авеля, потому что видел в нем препятствие для своего счастья, возненавидел его и убил. Чем больше человек удаляется от Бога, тем большим становится его гнев, тем острее будет его реакция на действительность, не соответствующую его представлениям. Ламех, потомок Каина, говорит своим женам: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4, 23-24).
Спираль гнева очень отчетливо проявляется в больших идеологиях, которые человечество себе создало. Каждая из них исходила из неприятия действительности и бунта против нее. Изначально она была насыщена гневом – сначала ее создателей, затем групп людей, которых они смогли убедить. Целью каждой из них было счастье, но по дороге к цели они должны были на ком-то вылить свой гнев на непринимаемую действительность. Искали врагов, преимущественно невинных людей. Для французской революции врагами были аристократия и духовенство, для фашизма – евреи, для коммунизма – классовый враг. И каждая идеология сначала упивалась кровью своих мнимых врагов, а затем утопала в крови своих детей.
Иисус – ответ Бога на человеческий гнев
Иисус Христос является ответом Бога на проблемы человека с его гневом. Св. Павел описывает, как Спаситель лечит человеческий гнев: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 14-18). Мы видим, что ответом Любящего Отца на человеческий гнев не является Его гнев. Бог не разрушает человеческий гнев своим мощным гневом, не отвечает злом на зло. Ответом является милосердие. Иисус приходит на землю и принимает на себя человеческий гнев и бунт против действительности, то есть против Бога и Себя самого. Христос постоянно находится в любви Отца, и поэтому принимает как дар любви все то, что получает от Отца – всю конкретную действительность, которая является очень тяжелой: Библия говорит, что во всем Он был подвергнут человеческой природе – кроме греха (ср. Евр. 4, 15). А это значит, что Он не взбунтовался против действительности, которую дал Отец. И хотя Помазанника сильно искушали, чтобы Он не принял свой человеческой экзистенции, ознаменованной бедой, смирением, отвержением, и на конец – позорной смерти – смерти на кресте. Более того, Иисус принимает даже своих врагов, тех, которые Его губят, и любит их. Святой Павел пишет, что Христос «убивает в себе враждебность». Враждебность – это другое название гнева. В Иисусе человек перестает быть врагом Бога, начинает верить в Его неустанную любовь, прекращает воспринимать Бога и данную ему Богом действительность как угрозу или препятствие на пути к счастью. На месте враждебности и бунта появляется спокойствие и смелый доступ к Отцу в едином Духе, то есть Духе Иисуса. Отныне Бог для ученика Христа снова становится гарантией победы и счастья. Иисус – первый настоящий миротворец, и поэтому является нашим блаженством, является, как говорит Апостол, «нашим миром». Все верующие в Него черпают из Него свою жизнь, становятся, как и Мессия, миротворцами, и участвуют в Его наследовании: «будут названы сынами Бога» – как говорит блаженство миротворцев.
В начале я упомянул, что существуют также и позитивные формы гнева. И пример нам подает сам Иисус Христос. Во многих ситуациях Агнец Божий реагирует решительно и гневно. Мы не можем проанализировать все случаи. Обратим внимание только на одно событие, которое особенно напряжено и включает в себя все остальные. Это сильная реакция на слова Петра после первого заповедания страстей и воскресения. Петр, услышав, что Иисус должен терпеть и быть казненным, становится перед Ним и говорит: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22-23). Это самые сильные слова, которые Помазанник говорил человеку, к тому же ближайшему своему ученику, который только что исповедал веру в Его Божественное сыновство. Против чего направлен гнев Иисуса? Не против Петра, как это может показаться на первый взгляд. «Отойди от Меня» в дословном переводе звучит как «стань за Мной». Христос гневается на определенный способ мышления или определенный способ интерпретации действительности, которому Петр поддался. Это дьявольский способ – в том, что Господь дает и к чему ведет, не видеть Его любви. Это способ, в котором – как мы уже показали – содержится источник гнева. Иисус не отбрасывает Петра, но говорит ему стать позади, занять место ученика, который от Сына Божьего должен учиться брать свой крест, а не навязывать Богу свою волю и бунтовать.
Такова природа положительного гнева, который должен характеризовать христианина. Это гнев на то, что противится воле Божьей в моей жизни, гнев на мысли, которые подсовывает мне дьявол, гнев на самого дьявола, и также гнев на подобный образ мышления, который представляет Петр – мышление, типичное для мира и для поведения, порожденного таким мышлением, и в которое мы постоянно вовлечены. Христианин должен отвечать радикальным «нет», даже если это будет вызывать сопротивление и гнев других, также и самых близких.
Заложники человеческих ожиданий
Многие набожных людей живут в раздвоении и беспокойстве, а, следовательно, на краю гнева – поскольку не могут решительно ответить «нет». В таком случае они не выполняют ни собственную волю, ни Божию. Имеют впечатление, что они хорошие, поскольку служат другим, но на самом деле становятся заложниками собственного мышления и ожиданий. Они подавляют в себе гнев, что часто провоцирует фрустрации, нервозность и депрессии. Между тем человек является миротворцем даже тогда, когда решительно говорит «нет» – как Иисус. Такое «гневное», решительное «нет» на самом деле является даром Бога и доброй энергией. Поэтому не следует пренебрегать и осуждать заранее гнева, который поднимается в сердце. Надо навязать с ним диалог – процесс распознавания, поскольку может оказаться, что это здоровый сигнал на эмоциональную манипуляцию со стороны других или коварство дьявола.
Гнев, но не грех
Следует еще объяснить цитату из послания св. Павла к Эфесянам, где он учит христиан, как практически относится к своему гневу – чтобы не грешить: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4, 26-27). Святой Павел реалист. Он знает, что мы остаемся слабыми людьми и не всегда способны овладеть своей эмоциональностью. Некоторые библисты говорят, что апостол сам был очень эмоциональным человеком, что также можно почувствовать в его письмах. И поэтому дает нам ценный совет: не бойтесь своих эмоций и не притворяйтесь, что вы лучше, чем есть. Если в ваших сердцах поднимается гнев, то дайте ему выйти, даже если этот гнев несовершенен. Но не грешите!
Что это значит? Солнце да не зайдет во гневе вашем. Если в вашем гневе не было любви, или ее было недостаточно, если вы обидели брата или сестру, то смиритесь, в тот же день просите прощения и позвольте, чтобы в слабости объявилась Божья сила. Если вы этого не делаете, то даете место дьяволу, который в вашем сердце «уготовляет яд». Даже холерик имеет доступ к блаженству миротворцев, если в нем побеждает Дух Христов, который не дает места сатане и в смирении делает слабость местом прощения и источником мира.
Источник: Stanisław Łucarz, SJ, «Siedem Grzechόw głόwnych»