Что такое грех
Грех – понятие многозначное. Он присутствует на многих уровнях духовной жизни и искажает её. На каждом уровне духовная жизнь проявляется по-своему, также и грех принимает различные формы. Когда мы говорим о грехе, то, прежде всего, имеем в виду мысли, слова и поступки, которыми нарушаем Божьи заповеди. Именно в них исповедуемся, и нам кажется, что они исчерпывают нашу греховность.
Священное Писание часто говорит о грехе как о своеобразной действительности, существующей вне мыслей, слов и поступков. Св. Павел писал о грехе, который манипулирует даже Божьим законом: грех, «живущий во мне». Апостол добавляет, что зло, которое я делаю, уже не я делаю, а грех, живущий в моем теле. Все это звучит очень загадочно, и предполагаю, что немногие это понимают. Многозначность и загадочность понятия «грех» особым способом проявляется в случае так называемых «главных грехов». Сами по себе они не являются конкретными поступками. Традиция христианского Востока выражает это следующим образом: не называет их грехами, но употребляет греческое слово logismoi – чтобы показать, что здесь речь идет не об обычных конкретные грехах (восточное христианство представляет не семь, но восемь logismoi). Слово logismos означает перебирание (в уме), раздумывание, умозаключение, аргумент, повод… Ни в одном словаре классического греческого языка не найдем значения слова грех. Это побуждает к размышлениям. Восточное христианство советует оторваться от типичного западного практицизма, посмотреть в глубину и заметить, что за конкретными грехами еще что-то скрывается. Мы, наверное, слышали, что причина конкретных грехов заключается в главных грехах, но на каких принципах?
Суть 7 главных грехов
Чтобы понять природу главных грехов и, особенно, первого и фундаментального, – греха гордыни – необходимо вернуться к началу всех грехов: первородному греху, описанному в третьей главе Книги Бытия. Его суть заключается в том, что человек был совращён дьяволом, и при том в самом значительном смысле, который затрагивает природу Бога.
Дьявол убедил человека, что Бог не любовь, а опасность, соперник человека, и если человек разорвет заключенный с Ним союз и встанет на собственные ноги, то станет как Бог и будет сам решать – что такое добро и зло. За первородным грехом стоит первородный обман того, кто был лжецом от начала. Поскольку ложь, которой человек поверил, касается любви Бога, доступной исключительно через веру, то человек закрыл себе путь к Божьей любви, более того – закрыл в своем сердце путь к Богу-любви. Но человек создан из любви и для любви, без которой не может жить. Жизнь без любви становится абсурдной. Божье Слово называет такое состояние человека «смертью». Так жить невозможно: человек должен быть любимым, и потому, лишив себя безусловной любви Бога, с ужасом утверждает, что его никто не любит и что он недостоин любви. Теряет под ногами почву – чувствует потерю того, что для него важнее всего. Это первая реакция человека на грех.

Библия говорит: «Узнали, что наги», – что, в свою очередь, порождает стыд, который по своей природе является страхом за собственное достоинство, в конечном итоге – за достоинство быть любимым. Посредством этого специфического чувства страха человек говорит: «Меня не могут лишить моего достоинства, моей чести – чувства, что я являюсь кем-то, не могут меня унизить до уровня животного». В определенной мере здесь исполняется лживое обещание дьявола: посредством чувства страха за себя человек становится в центре своего мира, становится для себя самого большой ценностью, которая вместе с тем находится под угрозой. Он получает некоторые атрибуты божественности, которые не делают его Богом, а лишь идолом для себя самого.
Святое Писание дальше говорит, что «сделали себе опоясания». Здесь рождается гордыня как способ скрывать то, что боимся потерять, и как способ добывать человеческую любовь. Ее основой является страх за собственное достоинство, которое уже не гарантировано безусловной любовью Бога, и помещение в центр своего мира собственного запуганного и страдающего «Я». Действительно, после первородного греха человек уже не имеет выбора – хочет, не хочет – должен быть гордым, потому что должен быть любимым, иначе его жизнь будет лишена смысла, будет лишь биологической вегетацией…
Определение гордыни
Этот первоначальный страх побуждает человека использовать различные способы для сохранения своего достоинства и чести и для получения любви или, по крайней мере, некоторых ее атрибутов. Гордыня – это внутренняя настроенность принуждать других к такому способу поведения, чтобы я чувствовал себя любимым и нужным для других. А поскольку человеческое сердце может успокоить только безусловная любовь Божия, которую другой человек не в состоянии дать, то это принуждение к любви или ее атрибутов является черпанием с бездонного колодца, который никогда не утолит жажду. Видим отчетливо, что гордыня дает начало другим грехам, которые являются способами помочь ей понять главную цель, которая всегда будет недостижимой. Другой человек носит в себе подобие Божие, и поэтому является обетом безграничной любви, но обетом, который до конца никогда не исполнится, и так является источником надежды и фрустрации одновременно. В этом контексте понимаем знаменитое высказывание одного из главных представителей атеистического экзистенциализма, Сартра: «Второй человек – это ад».
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о грехе гордыне
Виды гордыни
Есть столько видов гордыни, сколько на свете людей. Каждый гордый по-своему. В нашем представлении гордыня совмещается преимущественно с хвастливостью – навязыванием себя другим, использованием своей власти и др. Считаем, что гордыня противоречит культурности.
Между тем существуют очень культурные виды гордыни, даже очень «набожные». Распознать их гораздо труднее, и именно поэтому они очень разрушительные. Анализируя суд над Иисусом, можно увидеть, как на Нем разрядилась гордыни различных групп людей. Он в самом деле взял на себя последствия первородного греха, и в особенности человеческую гордыню. В процессе суда над Ним каждый искал свою пользу: фарисеи, саддукеи, Пилат и Ирод. Делать это не было приятным занятием, но, упорядочивая мир по-своему, каждый из них получил временную победу. Фарисеи и саддукеи даже выглядели как защитники закона Божия, народа и святыни. Не случайно св. Петр должен был доказывать евреям в день Пятидесятницы, что за всем этим скрывались огромные наглость и гордыня, которые эти люди даже не осознавали. Они считали, что действуют в доброй вере.
Особенно отчетливо различные виды гордыни проявляются в малых сообществах, прежде всего в семьях. Если такие сообщества существуют длительное время, то невозможно скрыть типичную для гордыни позицию принуждать других любить меня так, как я того хочу. Чем больше кто-то был обиженным, тем острее такое принуждение. Чаще всего оно принимает форму претензии и сожаления. В таких случаях редко кто осознает, что такая позиция скрывает сосредоточение на себе (быть для себя божком) и мятеж против конкретной действительности, созданной для нас Богом. Претензии и сожаления – это также определенная стратегия гордыни и форма насилия – чтобы другие, которые хотят быть добрыми и достойными любви, приняли мои условия, на которых я буду в центре их интересов.
Гордыня всегда имеет тенденцию, чтобы ограничить свободу других и упорядочить мир на своих, часто не до конца осознанных, условиях, и всегда пользуется какой-то формой насилия – от наиболее примитивных методов внешнего принуждения и насилия, через различные интриги до возбуждения чувства вины и таких терзаний совести, что у других уже нет выбора и они вынуждены поддаться.
Частичным видом гордыни является перфекционизм. Этот недостаток очень распространен среди людей впечатлительных и благочестивых в религиозных движениях и монашеских общинах. Если эта глубокая, экзистенциальная позиция гордыни, окончательной причиной которой является первородный грех, не будет обнаружена и названа, то стремление к христианскому совершенству – хорошее само по себе – превращается в перфекционизм. Оно часто становится бессознательным служением идолу своего собственного «идеального я», отождествляемого с волей и упованием на Бога. Человек становится заложником своей гордыни, которую даже не видит; не может смириться со своим несовершенством, а особенно со своими грехами, терзая себя постоянным чувством вины, которое включает в себя угрызения совести и внутренний страх. Поскольку он не в состоянии любить себя таким, каким он есть, то думает, что тем более и Бог не может его любить. Горделивый перфекционист не способен быть милосердным к себе – а это потому, что не знает природы Бога и приписывает Ему свою природу и идеалы. Это красноречивое доказательство идолопоклонства себе самому. Человек в таком состоянии может считать, что является очень покорным, потому что терзается и чувствует себя худшим из всех. Но это только иллюзия. Печальное, горькое смирение всегда выступает только маской гордыни.
Старая пословица говорит, что гордыня умирает только через несколько часов после смерти. В этом есть большая доля как правды, так и нехристианского фатализма. Правдой является, с одной стороны, то, что человек не способен избавиться от экзистенциальной позиции гордости собственными силами, и эта позиция влияет на других людей еще некоторое время после его смерти; но эта ситуация не является безнадежной. Единственное лекарство против гордыни – глубокое переживание любви Бога в Иисусе Христе и, следовательно, прикосновение Бога к тому месту в человеке, которое порождает гордыню. Бог в Иисусе Христе лечит человека от гордыни в самой ее основе, объявляя в Его распятии и воскресении любовь к грешникам: любовь к гордому Петру, отрекшемуся Иисуса, любовь к гордому фарисею Савлу, который преследовал Церковь и убивал первых христиан, любовь к гордой грешнице, которая искала счастья в разврате, соблазняя других и, наверное, разбивая супружества. То же и с каждым из нас. Без Иисуса и Его Духа никто не избавится от гордыни, а доведет ее до таких изысканных форм, что не будет в состоянии ее увидеть. Именно здесь очень отчетливо проявляется истина слов Иисуса: «Без меня ничего не можете делать».
Нищие духом
Поворотным пунктом в освобождении от гордыни является открытие своего духовного убожества. В этом моменте мы открываем, что все накопленное богатство является мусором, поскольку оно служило лишь гордыни и обману самого себя. Классическим примером такого поворота является исповедание св. Павла: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3, 8-9).
Нищие духом, которых Иисус называет блаженными, это те, которые не имеют никаких иллюзий относительно самих себя, но сбрасывают с себя райские фиговые опоясания и уже не прячутся перед Богом. Становятся на путь духовного обнажения. Очевидно, что путь к полному духовному убожеству является долгим и трудным. Это путь постоянного сбрасывание масок гордыни, которые становятся все утончённее, и поэтому он требует помощи Церкви. В духовной традиции Запада этот путь назван via purgativa, то есть дорога очищения. Этот путь открытия своего духовного убожества одновременно сопровождается постепенным открытием безусловной любви Бога ко мне как грешнику. Это путь разочарования в себе, но также и все большее изумление Божьей любовью, которая превосходит все человеческие ожидания. В Небесное Царство входим благодаря духовному убожеству, которое является другим названием смирения, а смирение – это правда о себе, которая позволяет познать полную правду о Боге.
Источник: Stanisław Łucarz, SJ, «Siedem Grzechόw głόwnych»