Грех похоти мы ассоциируем чаще всего, если не всегда, с сексуальными грехами. Но похоть как главный грех является действительностью гораздо более глубокой и серьезной. Сексуальные грехи – это только одно из проявлений похоти, и сведение этой проблемы только к ним будет не только упрощением, но и большой ошибкой, ощутимой в своих последствиях, потому что в этом случае симптом мы воспринимаем как причину. Кто так поступает, подобен врачу, который пытается кожные фурункулы лечить мазями, не понимая, что имеет дело с черной оспой или проказой. Присмотримся к греху похоти, потому что она, так же как гордыни и жадность, является определенной экзистенциальной позицией.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о грехе похоти
Что делает человека нечистым?
Начнем с самого названия. «Нечистота» означает «запятнанность», «загрязнение». Следя за историей этого слова в религиозном контексте, увидим, что сначала оно означало ритуально-культовую нечистоту. Книга Левит содержит много определений такой нечистоты. На вопрос: что делает человека нечистым? Ветхий Завет перечисляет много вещей: болезнь, особенно проказа (Лев. 13-14), сексуальные грехи, месячные у женщины или контакт с «нечистым» человеком (Лев. 15, 16; 15, 19; 18, 6; 18, 20-22). Особенно нечистым человек становился, касаясь тела умершего (Чис. 19, 14). Существовали также нечистые животные, мясо которых нельзя было употреблять. Очень нечистым животным – символом всякой нечистоты – считалась свинья. Если присмотримся внимательно к такой нечистоте, то увидим, что она всегда связана с какой-то запятнанностью: с физическим пятном или другим, по крайней мере символическим видом загрязнения. Чтобы избавиться от такой нечистоты, надо было или вылечиться (в случае болезни), или подвергнуться особому ритуальному омовению.
Уничтожение связи с Богом
В Ветхом Завете также появляется и второе направление, которое углубляет первое, постепенно подчеркивая то, что полностью объявится в Иисусе. Это пророческое направление. Пророки с каждым разом всё выразительнее показывают, что нечистота заключается не в болезни или несоблюдении предписаний ритуальной чистоты, но в уничтожении отношений с Богом. Именно грех делает человека действительно нечистым, а сущностью каждого греха является отдаление от Господа и поклонение чужим богам (ср. Иер. 3, 23; Ис. 6, 5). Израиль много раз погружался в эту нечистоту, которую невозможно было смыть водой, или вылечиться от неё. Бог через пророков объявляет своему народу, что подлинное освобождение от нечистоты является Его даром. Уже Давид в 51-м псалме взывал: Очисти меня иссопом, и буду чист; омой Ты меня, и я стану белее снега… (Пс. 51, 9). У него видим интуицию, что Небесный Отец в своей любви освобождает человека от нечистоты. Наилучшим и самым понятным текстом в этом смысле является пророчество Иезекииля: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода» (Иез. 36, 24-29). Эти пророчества заповедают и приготавливают то, что совершится в Иисусе.
Глубина сердца
В учении Иисуса Христа нет уже никаких сомнений. Нечистота не связана с болезнью или сексом, не является делом культа и омовений. Сын Человеческий не убегает от больных, наоборот, касается даже наиболее нечистых, таких как прокаженные, и оздоравливает их; не избегает женщин в страхе перед нечистотой, более того, среди его спутников их всегда много. Он позволяет публичной грешнице дотрагиваться себя; совершает величайшую ритуальную нечистоту – касается тела умершего мальчика с Наин (ср. Лк. 7, 1-15) и берет за руку мертвую дочь Иаира (ср. Лк. 8, 54-55). Христос и Его ученики не соблюдают обряда скрупулёзного ритуального омовения, что было причиной нападок со стороны фарисеев. Иисус объясняет, что значит настоящая нечистота: «Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мр. 7, 14-23).
Это фундаментальный текст, который объясняет природу нечистоты в качестве главного греха. Нечистота по своей сути является делом не человеческого тела, а сердца, и сама в себе является источником других грехов. Уже ветхозаветные пророки указывают, что нечистота, как и жадность, является идолопоклонством. В случае жадности объектом идолопоклонства является материальное благо, а в случае нечистоты – межличностные отношения.
Межличностные отношения
Человеку недостаточно иметь физическую безопасность или обеспечение потребностей тела. Одинаково важным для него, или даже более важным, является психическая безопасность, которую он приобретает в отношениях с другими людьми. Можно сказать, что человеческие отношения создают человеческую психику. Проблема похоти не заключается в том, что человек входит в контакт с другими, так же и проблема жадности заключается не в потребностях обладать материальным благом.
Человек создан таким образом, что главным источником его психической безопасности выступает Бог и Его Любовь. Уместным здесь будет привести общеизвестную фразу св. Августина из его Исповеди: «Боже, ты создал нас для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в Тебе». Отдых в Господе, о котором говорит епископ Гиппоны, не означает лишь вечное упокоение после смерти, но также отдых и безопасность в любви Всевышнего здесь, на земле.
Человек, лишенный этой безопасности вследствие греха, ищет её в отношениях с другими людьми: сначала с родителями, потом с ровесниками, мужчиной, женщиной, детьми, внуками, и тому подобное. Поскольку человек является образом Бога, то может разбудить в сердце того, кто ищет, истинные божественные ожидания. Сколько людей полностью охвачены человеческой любовью и ничто другое для них не имеет значения. Они становятся слепыми и не видят предостережений и наказов Небесного Отца. Второй человек становится их идолом – божком, для которого они готовы отдать все с надеждой, что их жизнь наполнится смыслом. Очевидно, что в этом контексте сексуальные грехи становятся очевидными и не воспринимаются как грех. Сами по себе они становятся элементом культа другого человека. И даже если эти отношения порождают страдания, то человек готов терпеть, чтобы только сохранить эту живительную связь.
Проявления похоти в жизни и культуре
Мы должны осознать, что цивилизация, в которой мы живем, одобряет позицию нечистоты сердца. В ней люди вынуждены чувствовать себя самодостаточными, глухими на предостережения пророка Иеремии: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17, 5).
Мы все пропитаны человеческой надеждой, которую наблюдаем, например, в чудесных фильмах типа «Love story». Человеческая любовь по своей сути является замечательной. Это самая прекрасная вещь, которую мир может нам предложить. Но, оторванная от фундаментальной связи с Богом, со временем превращается в токсичную любовь. Человек не в состоянии полностью дать другому человеку то, чего тот хочет. Здесь отчетливо проявляется нечистота. Она достигает и загрязняет лучшие человеческие отношения, – такие как материнство, отцовство, супружескую любовь или духовное руководство. Она порождает нервозность, принуждение, эмоциональный шантаж, насилие, измену и зависимость.
Средства массовой информации много говорят на эту тему: показывают поведение людей, которые должны бы быть примерами чистоты. Но следует помнить, что случаи нечистоты, которые уничтожают грешника и других людей, – являются только проявлениями внутренней настроенности, которая проникает человеческий дух. Это измерение в наше время почти полностью забыто.
Источником чистоты является глубокая личная связь с Мессией. Если человек видит единственный и окончательное источник своей безопасности и реализации в межчеловеческих отношениях, то он вынужден войти в какую-то форму нечистоты – явную либо скрытую, и порой настолько скрытую, что только неожиданный случай, чаще всего в сфере сексуальности, дает ему возможность это увидеть. Бог допускает такие падения для того, чтобы человек смог ощутить свою глубокую нечистоту сердца.
Лекарства Иисуса
Только Иисус может полностью вылечить экзистенциальную позицию нечистоты сердца. Он говорит ясно: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10, 37), – а в другом месте: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14, 26).
Многие люди ломали себе голову над этими словами о ненависти к самым близким людям и к себе самому, но кажется ясным, что этими острыми словами Христос хотел подчеркнуть значение первичной связи, которой мы все должны быть подчинены – связи с Ним самим. Можно проследить, как Сын Божий, исполняя пророчество Иезекииля, освобождает отдельных людей от похоти и подводит их к чистым и простым отношениям с собой.
Показательная история Марии Магдалины, которую Иисус освобождает не только от духовной, но и от телесной нечистоты, и доводит до образцовой чистоты, а тем самым к связи с Ним. Она становится первым апостолом Его воскресения. Последний элемент очищения Марии Магдалины – это слова Христа перед поручением ей миссии провозглашать Воскресение апостолам, которые св. Иероним перевел как Nolimetangere – «Не прикасайся ко Мне». Почему запрещено прикасаться к Иисусу? Потому что Он идет к Отцу… Спаситель таким образом учит Марию относиться к Нему как к Богу, развязывая и уменьшая ее связь с Его человеческой природой, научая ее полной чистоты сердца. Св. Павел выразил это так: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16).
Пётр и Павел
Иисус также приводит св. Петра и св. Павла от нечистоты к чистоте сердца, хотя в этом случае их нечистота незаметна. Они оба носили в себе нечистоту: у Петра она скрывалась под видом дружбы со Христом, у Павла – в виде фарисейской верности Закону. Они любили самих себя и свои убеждения больше, чем Создателя. Нечистота была в них так замаскирована, что только предательство Петра и событие с Павлом на пути в Дамаск открыли их глаза и они осознали, что обманывали себя. Знаком освобождения от нечистоты для Петра будет покорное признание: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. 21, 17), – а для Павла утверждение: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Здесь объявляется блаженство людей чистого сердца. С ним связано чудесное обещание: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Нечистота сердца скрывает Бога и Его Природу, потому что затрагивает глаза сердца. Выступает словно духовной завесой, которая препятствует человеку – если говорить языком Апостола Народов – видеть надежду своего призвания и наследство своей славы среди святых. Человек призван участвовать в жизни Пресвятой Троицы, в связи, которая существуют между Отцом, Сыном и Святым Духом. Чистое сердце открывается для такой связи – идет к созерцанию Господа, к вечной контемпляции, к обожению, и здесь найдет полноту своего счастья.
Источник: Stanisław Łucarz, SJ, «Siedem Grzechόw głόwnych»