Определение скупости
Скупость, как и гордыня, не является конкретным грехом поступка. Это своеобразная жизненная позиция, которая своими корнями уходит в позицию гордыни, более того, – сама в себе является одним из ее проявлений. Обычно мы не видим внутренней связи между ними, потому что скупость в своих простейших формах проявляется как очень примитивная позиция, которая унижает скупого человека в глазах других и не позволяет ему гордиться или возвышать себя над другими. Но когда скупость расправит свои крылья, тогда увидим ее как родную дочь гордыни. Чтобы понять внутреннюю связь между скупостью и гордыней, следует вернуться к характеристике гордыни.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о грехе скупости
Источник скупости
Гордыня заключается в идолопоклонстве своему раненому и запуганному «Я». Эта рана самого центра личности, и страх за него исходит из неверия в безусловную любовь Бога – единственный настоящий источник человеческой жизни в ее полном измерении. Недостаток контакта с источником жизни обрекает человека искать любовь и ее атрибуты вне Бога, а порой и вопреки Богу, который воспринимается как угроза.
Одним из важнейших атрибутов любви является чувство безопасности. Человек, которого любят, чувствует себя в безопасности. Символом безопасности является ребенок, прислоненный к груди мамы. Этот символ использует псалом 130 и противопоставляет его гордыни:
Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. (Пс. 130, 1-3)
Между тем гордый человек всегда беспокоен, постоянно находится в движении, во внутреннем беспорядке. У него никогда нет времени, потому что время – это его жизнь, а она находится в опасности. Во многих языках говорят: «Время – деньги!» Другими словами: «Жизнь – это деньги, жизнь вытекает из денег».
Скупость является поиском необходимой для человека безопасности в материальных благах, символом и конкретизацией которых являются деньги. Но это не значит, что материальное благо или деньги являются чем-то плохим. Проблема скупости заключается не в материальных благах, а в отношении к ним человека, в том, что человек желает их как источника жизни и счастья, а тем самым ставит их на место Бога. И поэтому св. Павел называет скупость «идолопоклонством» и предписывает избегать ее (см. Кол. 3, 5). Он также отмечает: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (Еф. 5, 3) Иисус Христос много раз предостерегал своих учеников перед скупостью и ее последствиями.
Последствия скупости
Их очень отчетливо видим в моменте, когда Господь занимает позицию в споре о имуществе между двумя братьями, один из которых относится к числу его учеников (см. Лк. 12, 13-20). Он сопровождал Мессию в Его путешествиях, слушал Его учение и, несмотря на это, забрал наследство своего брата и не видел в этом никакого противоречия. Обиженный брат убежден, что Иисус – добрый и справедливый Раввин – обличит наглеца и восстановит справедливость, пожаловался на своего брата Христу, говоря: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. (Лк. 12, 13) Каково же было его удивление, когда он услышал ответ Иисуса: Кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14) Наверняка и нас ответ Спасителя также шокирует. Потому что Он должен заступиться за обиженного и отчитать обидчика, который присвоил все имение, не считаясь с родным братом. Жадные не видят жадность и во имя жадности добиваются справедливости. Иисус, свободный от жадности, сразу замечает, что сердце как одного, так и второго одержимо скупостью. Как один, так и второй верят, что их счастье зависит от имущества. И поэтому один отбирает у брата его имущество, а второй публично его обесчещивает, чтобы вернуть свое имущество, и еще пытается использовать Христа для своих целей.
Бог и Его справедливость не позволяют использовать себя как орудие человеческой скупости. Поэтому жадные часто испытывают чувство одиночества и оставленности Богом. Чтобы избежать всех недоразумений, Сын Божий заканчивает это досадное дело словами: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15), и рассказывает притчу о жадного богаче, который собрал большой урожай, о его беспокойстве – куда девать такой урожай, о иллюзорной надежде, что когда он будет жить в достатке, то отдохнет себе и тому подобное… Но Бог сказал: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20) Хотелось бы добавить: «Твоё имение, которое останется после тебя, станет предметом ссор и споров между твоими жадными наследниками».
Скупость – конкретизация гордыни
Мы живем в мире, в котором доминирует скупость. Чтобы избавиться от всех сомнений, достаточно заглянуть в наши суды, где множество судебных дел касается имения и денег. Слышим о миллионных аферах, больших злоупотреблениях, даже среди людей Церкви, и думаем: «Что за страшные времена, столько нечестности…» Но так было всегда, поскольку скупость в своей основе – это первая конкретизация гордыни и самая примитивная форма идолопоклонства. Это простое выражение инстинкта самосохранения, который, не имея опоры в Боге, опирается на то, что проще – на материальное обеспечение.
Очевидно, что обладание богатством даёт человеку не только чувство физической безопасности, то есть, что у него будет, что есть, где жить, что в случае болезни сможет оплатить хорошее лечение. Оно дает также чувство значимости в межличностных отношениях, чувство власти и даже своеобразной всесильности. Одним словом: «За деньги можно купить все!» Поэтому деньги становятся также синтезом идолопоклонства этого мира.
Скупость противоречит аутентичному благочестию и глубокой связи с Богом. Люди подсознательно это чувствуют, и поэтому ее проявления в Церкви порождают столько соблазнов, особенно среди духовенства. Бог уже в Ветхом Завете пытался противодействовать опасности соблазна скупости среди тех, кто Его представляет, постановляя, что священники и левиты не могут владеть наследством так, как их братья израильтяне, и поэтому не будут обогащаться.
Человек с жадным сердцем не обратится, пока не уничтожит идола владения чем-то. И поэтому настоящее глубокое обращение начинается свержением его с трона. Иисус, отвечая на вопрос: как быть совершенным и как достичь вечной жизни, то есть полной жизни, отвечает так же: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мт. 19, 21) На протяжении веков этот призыв адресовали лишь определенной группе христиан: монахам и монахиням. Но во времена Помазанника не было ни одних, ни других. Эти харизмы родились в Церкви на 300 лет позже. Поэтому Иисус говорил ко всем. И это однозначно утверждает Святой Отец в энциклике Veritatis splendor. Алчность к деньгам была проблемой Иуды. Была не единственной проблемой, но наверняка основной. Именно деньги и скупость привели его к измене.
Человеку, который не лишилась всего ради Христа, невозможно понять парадокс, который св. Павел формулирует следующим образом: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. (2 Кор. 8, 9) Мессия делает акцент на этом, говоря: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк. 14, 33) Здесь речь не идет об обнищании учеников и лишении себя всего имущества, но о радикальном отсечении скупости, а в силу этого и гордыни. Здесь подтверждается чистота намерения следовать за Иисусом. Как известно из Апостольских Деяний, первоначальная Церковь подходила к этому очень радикально. Братья продавали свое имущество и полученные таким образом деньги клали к стопам Апостолов (см. Деян. 4, 34). Эту практику в различных вариантах приняли всевозможные формы богопосвященной жизни, в которой фактическое отречение от материальных благ, что выражается монашескими обетами и убогой жизнью, стоит на первом месте.
Такой радикальной отпор должны делать скупости, а следовательно и идолопоклонству своему имению, и современные христиане-миряне. Сегодня нет, как было прежде, конкретных форм такого отречения, предусмотренных практикой Церкви, но Святой Дух, который ведет каждого христианина, рано или поздно посредством Божьего Слова и вдохновения подсказывает форму радикального ответа на призыв Доброго Пастыря следовать за ним.
Блаженны тихие
Среди восьми блаженств есть одно, направленное против скупости – блаженство тихих, которые овладеют землей. Почему тихих, а не бедных? Потому что жадность не всегда богата. Сколько существует жадных бедных, и даже живущих в нужде? Скупость всегда беспокойная и крикливая. Даже если будет богатой, то не удовлетворится тем, что имеет. Добивается еще большего. Является ненасытной, так как ненасытным является желание любви, ответом на которое может быть только бесконечный Бог.
Тихим был прежде всего Иисус, Который не боролся за свои права, не протестовал против ужасающей несправедливости людей, желающих богатства и власти. Его кротость выражается в цитированном выше Евангелии, где Он не осуждает жадных братьев, а только ограничивается предостережениями о последствиях скупости. Крайним выражением Его кротости были Его страсти и смерть, когда Его вели как агнца на бойню. Св. Петр подчеркивает этом в Первом послании: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (1 Пт. 2, 23)
Кротость Сына Божьего является дорогой христианина. Иисус заповедает, что именно такие люди будут счастливы и получат землю. В нашем мире это абсолютный и непонятный парадокс, который однако реализуется. Доказательством этого являются святые последнего века: Фаустина, о. Пио, Мать Тереза из Калькутты и многие другие. Очень странная вещь, как их кротость стала гласной, как возбудила миллионы людей и как захватила целый мир… С другой стороны, какими хрупкими оказались жадная крикливость и идеологический террор диктаторов, как быстро они потеряли славу, которую, как им казалось, имели еще минуту назад.
Земля принадлежит Богу, и Он дает ее тем, которые Ему доверяют, потому что второй стороной кротости является доверие, так же как второй стороной скупости является страх.
Источник: Stanisław Łucarz, SJ, «Siedem Grzechόw głόwnych»