Содержание
- Праздник Милосердия в католическом костеле
- Видео о духовном смысле праздника
- Духовник Фаустины Ковальской
- Процесс канонизации сестры Фаустины
- Папа Римский почитатель Милосердия Божия
- Издание Дневника сестры Фаустины
- Установление праздника
- Формы почитания культа
- Костел Божьего Милосердия в Гродно на Вишневце
- Строительство Национального санктуария в Лошице в Минске
Суть праздника
Праздник Божьего Милосердия для Вселенской Церкви был учрежден Папой Иоанном Павлом II в 2000 г. Он отмечается в следующее воскресенье после Пасхи. Выбор этого дня не случаен, он приходится на октаву Воскресения Господня, завершающую празднование Пасхальной Тайны Христовой. Этот период в литургии Церкви наиболее ярко указывает на тайну Божьего Милосердия, которая наиболее полно была объявлена именно в страстях, смерти и воскресении Иисуса. Установление праздника Божьего Милосердия в соседстве с Литургией Страстей и Воскресения Христова подчеркивает источник и цель переживаемых тайн веры. Этим определено Божье Милосердие. И если бы не было Божьего Милосердия, не было бы искупления.
Почему праздник Милосердия Божия отмечается в октаве Пасхи
Участие ксендза Михала Сопотько в распространении культа Милосердия Божьего
90 лет назад, 22 февраля 1931 года, Христос явился с. Фаустине Ковальской в монастыре сестер Богородицы Милосердия в Плоцке (Польша), которой сообщил о своем желании установить праздник Милосердия Божия.
Святая Фаустина пережила 23 мистических откровения. В 1933 году духовным отцом сестры Фаустины Ковальской стал ксендз Михал Сопотько. По его рекомендации с. Фаустина записала в «Дневнике» религиозные переживания, связанные с культом Божьего Милосердия. В нем описываются страдания, мистическое состояние и откровения. Они касаются, в том числе, создания иконы «Иисус, доверяю Тебе», молитвы Венчик к Милосердию Божьему, установления Часа Милосердия (15.00 – час смерти Христа на кресте) и праздника Милосердия Божия. В «Дневнике» также упоминается желание Спасителя, выраженное св. Фаустине, основать новое сообщество, которое бы распространяло культ Божьего Милосердия во всем мире.
Благодаря усилиям кс. Михала Сопотько художник Евгений Казимировский написал в Вильно в 1934 году первое изображение Иисуса Милосердного по свидетельствам сестры Фаустины. Позже, до 1989 года, эта икона хранилась в Новой Руде под Гродно. Сегодня находится в Вильнюсской церкви Святой Троицы. Во время Второй мировой войны Михал Сопотько также поспособствовал возникновению новой монашеской конгрегации, которая, согласно откровениям с. Фаустины, должна была служить идее Милосердия Божия.
Зная отношение Церкви к частным откровениям, отец Михал занимался богословскими исследованиями. В 1936 году в Вильно опубликовал работу под названием «Милосердие Божие», а годом позже – книгу «Идея милосердия Божия в литургии». В 1937 году во время Мариологического конгресса в Вильно кс. Михал отстаивал необходимость установить особый праздник Божьего Милосердия. 26 ноября 1938 г., уже после смерти Фаустины Ковальской, о. Михал Сопотько представил подробный мемориал на Конференцию епископов в Ченстохове, где представил богословские доказательства необходимости установления праздника Милосердия Божьего. В мемориале, однако, не упоминались частные объявления святой Фаустины, поскольку такова была воля его епископа.
Канонизация сестры Фаустины Ковальской
Сестра Фаустина умерла в Кракове 5 октября 1938 года. С 1965 по 1967 гг. шел процесс изучения ее жизни и добродетелей, и в 1968 году начался процесс беатификации. 18 апреля 1993 года Папа Иоанн Павел II беатифицировал Фаустину, а 30 апреля 2000 года она была канонизирована.
Святой Отец Иоанн Павел II – Папа Милосердия
Распространению культа Божьего Милосердия во многом поспособствовал св. Иоанн Павел II, которого, в частности, назвали Папой Милосердия. Его личная забота об этом имела решающее значение для всемирного развития этого культа. Уже будучи архиепископом Краковским, он проявил себя как усердный управитель, почитатель и пропагандист культа Божьего Милосердия, увлеченный откровениями с. Фаустины.
В 1959 году Святой Престол издал документ, запрещающий распространение культа Божьего Милосердия в формах, переданных сестрой Фаустиной, что также привело к запрету на публикацию ее Дневника. Однако, когда Кароль Войтыла был архиепископом Краковским, уже в 1965 году, т. е. во время исполнения вышеупомянутого запрета, в этом архидиоцезе был начат процесс беатификации Фаустины Ковальской, главным смыслом жизни которой было провозглашение культа Божьего Милосердия.
Спустя 13 лет после начала процесса, по настоянию кард. Кароля Войтылы, 5 апреля 1978 года, или за шесть месяцев до его избрания Папой, был отозван документ, запрещавший распространение культа Божьего Милосердия в формах, переданных с. Фаустиной.
Издание Дневника Фаустины Ковальской
В связи с этим во время понтификата св. Иоанна Павла II в 1981 году в Риме вышло первое издание Дневника сестры Фаустины на польском языке. Это издание стало основой для перевода Дневника на многие языки, включая русский, китайский, японский, арабский, тайский, индонезийский, мальтийский, малайский и другие. Дневник – это книга на польском, переведенная на наибольшее количество языков.
История праздника
В 1985 году кардинал Францишек Махарский внес праздник Милосердия Божия в литургический календарь Краковской диоцеза. Затем праздник начали отмечать в других епархиях. В 1995 году по просьбе польского епископата Папа Римский Иоанн Павел II ввел этот праздник во всех диоцезах Польши. А 30 апреля 2000 г., в день канонизации сестры Фаустины, Понтифик Иоанн Павел II распространил праздник на всю Церковь.
Формы почитания культа Милосердия
17 августа 2002 г., освящая базилику Божьего Милосердия в Краковских Лагевниках, святой Иоанн (Ян) Павел II совершил торжественный акт вверения мира Милосердию Божию. Затем заметил: «Я делаю это с горячим желанием, чтобы весть о милосердной любви Бога, провозглашенная здесь через сестру Фаустину, достигла всех жителей земли и наполнила их сердца надеждой». Преемник Святого Петра также хотел, чтобы эта святыня стала «мировым центром культа Христа Милосердного».
Все это вызвало очень живой интерес во всем мире к культу Божьего Милосердия, Дневнику святой Фаустины, оставленным ею практикам (молитвам), особенно Венчику к Милосердию Божьему, и способствовало распространению и почитанию во всем мире иконы Иисуса Милосердного с надписью «Иисус, доверяю Тебе», написанной по свидетельству Фаустины Ковальской, которой Мессия явился в этом виде.
Информацию подготовил: отец Змицер Чарнель, CSsR.